Север и рынок. 2017, N 3.
предсказуемость с точки зрения всех заинтересованных сторон, увеличивает вероятность заключения сделок с нарушением законодательства и, таким образом, может увеличить возможность последствий, наносящих ущерб окружающей среде. Таким образом, гибкость, присущая норвежскому законодательству и системе управления, может оказаться проблемой при попытке решения экологических проблем. Кроме того, существует общая и постоянная задача координации закона о планировании и строительстве как основного правового инструмента местных органов власти с отраслевым законодательством [5]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что действующий в Норвегии режим управления природопользованием способствует проведению переговоров между государственными органами и различными заинтересованными сторонами, но не может значительно укрепить позиции заинтересованных сторон с нечетко определенными интересами или слабыми переговорными позициями. В Российской Федерации согласно статье 72 Конституции РФ вопросы, связанные с природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, а также с особо охраняемыми природными территориями, относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов [ 6 ]. При этом уровень эффективности управления природными ресурсами и обеспечения охраны окружающей среды в значительной степени определяется рациональностью распределения полномочий в этой сфере между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне организация охраны окружающей среды и управление природными ресурсами в Российской Федерации относятся к компетенции системы органов Министерства природных ресурсов и экологии РФ (подведомственных ему федеральных служб, федеральных агентств и организаций) в сфере охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, воспроизводства, охраны и использования недр, водных и лесных ресурсов, объектов животного мира (за исключением водных биологических ресурсов) [7]. При этом Министерство отвечает за выработку государственной политики и нормативно - правовое регулирование в данной сфере, за исключением ряда правоприменительных функций, которые все министерства реализуют в соответствии с актами правительства Российской Федерации. Федеральные службы выполняют, соответственно, контрольно-надзорные функции, а федеральные агентства — правоприменительные за исключением случаев, когда на данные федеральные органы исполнительной власти актами правительства Российской Федерации возложено выполнение и иных функций [ 8 ]. Подведомственные Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации федеральные государственные бюджетные учреждения осуществляют организацию функционирования и охрану государственных природных заповедников, национальных парков и федеральных заказников [9]. Кроме того, сегодня немаловажную роль в управлении природными ресурсами и охране окружающей среды играют регионы, поскольку им как субъектам Российской Федерации почти полностью переданы полномочия Российской Федерации в сфере лесных ресурсов [10], водных ресурсов [11], охоты [12]. В сфере недропользования регионы также осуществляют управление участками недр местного значения [13]. Государственное регулирование воспроизводства, рационального использования и охраны недр в Российской Федерации реализуется на основе: установления в законодательстве требований по рациональному использованию и охране недр; механизмов лицензирования пользования недрами; государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и геологической информации; взимания платежей за пользование недрами; обеспечения возмещения вреда, причиненного недрам. Основным документом в этой области являются «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования», утвержденные Правительством Российской Федерации в 2003 г. [14]. В целях государственного регулирования в сфере недропользования выделяются участки недр федерального, местного значения, а также участки недр, не отнесенные к участкам недр федерального или местного значения. Кроме того, для обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых не предоставленные в пользование участки недр формируют федеральный фонд резервных участков недр. Согласно статье 9 закона Российской Федерации «О недрах» (закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1) участки недр федерального значения предоставляются в пользование на основании решений правительства РФ. Та же статья закона определяет требования к пользователям таких участков недр. Участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального 194
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz