Север и рынок. 2017, N 3.

планирование, связанное с добычей полезных ископаемых, как правило, включается в связанную с данной территорией часть муниципального плана, а не в конкретные планы, касающиеся добычи полезных ископаемых. Местные органы власти редко могут непосредственно контролировать конкретные районы, в которых предполагается добыча полезных ископаемых; Картирование ресурсов и доступ к таким районам являются предметом диалога между собственниками земли и коммерческими интересами потенциальных горнопромышленников. Следовательно, муниципальное планирование, связанное с добычей полезных ископаемых, должно осуществляться посредством их совместных усилий с представителями горнодобывающей промышленности. Что касается вопросов воздействия горнодобывающей промышленности на окружающую среду, то здесь потенциальные конфликты, в первую очередь, возможны не между местными властями и представителями отрасли, а между муниципалитетами и отраслевыми интересами с одной стороны и местными жителями и/или организованными экологическими интересами с другой. Если в части муниципального плана, относящейся к данной территории, предлагаются новые или расширенные области деятельности горнодобывающей промышленности, то для этого требуется провести отдельную оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС). Как местный орган планирования муниципалитет несет ответственность за разработку программ планирования, координацию предложений по планированию и проведение ОВОС. Однако муниципалитет может потребовать от всех заинтересованных лиц, которые подают предложения в план района, предоставить дополнительную информацию в качестве основы для ее проведения. Как правило, план района также обеспечивает инструкции для других районов, прилегающих к территории, где намечена добыча полезных ископаемых, либо в отношении других видов коммерческой деятельности, либо в отношении вопросов безопасности и охраны природы. Так называемые стратегии регионального планирования в Норвегии были приняты в качестве новых инструментов планирования на региональном уровне в 2008 г., и в настоящее время они являются единственным обязательным элементом планирования на региональном уровне. Региональные органы планирования несут ответственность за руководство процессом разработки таких стратегий. Стратегия регионального планирования должна учитывать важные тенденции и проблемы регионального развития, оценивать возможности долгосрочного развития и определять приоритетность вопросов, требующих дальнейших усилий по планированию. Особые правила применяются, когда деятельность по добыче полезных ископаемых связана с интересами саамов, особенно в отношении округа Финнмарк. Здесь для проведения геологических исследований по поиску и разведке месторождений полезных ископаемых требуется подать заявление в Управление по горным работам. Также необходимо представить письменные уведомления в Саамский парламент, Агентство по недвижимости провинции Финнмарк (FeFo), владеющее и управляющее 95 % земли и природных ресурсов в Финнмарке, а также в региональное агентство по оленеводству [3]. Заявление может быть отклонено, если не соблюдена разработанная Саамским парламентом процедура учета интересов саамов, или принято с определенными ограничениями. Управление по горным работам дает Саамскому парламенту, соответствующему муниципалитету и региональным и местным оленеводческим властям равные права в процессе принятия решений. В случае несогласия одной из сторон Управление обращается в правительство, где вопрос с учетом претензий всех заинтересованных сторон решается окончательно. При этом действующий в Норвегии режим управления природопользованием подчеркивает важность местных сообществ и природоохранных органов, когда речь идет о полномочиях по принятию решений, процедурных функциях и обеспечении прав участия в процессах принятия решений [3]. Однако норвежская система управления недропользованием не лишена недостатков. Ряд исследователей считают, что норвежский нормативно-административный режим, установленный для решения экологических проблем, не в состоянии справиться с поставленными задачами [4]. В качестве слабого места указывается, прежде всего, зависимость от местных властей. При этом местные органы власти плохо подготовлены к решению сложных проблем, возникающих в горнодобывающей промышленности, особенно с точки зрения учета интересов всех заинтересованных сторон. В дополнение к этому, то, что рассматривается как «нечеткое разделение полномочий между местными органами власти, структурами, управляющими горнодобывающей деятельностью, и природоохранными органами» ведет к увеличению затрат горнодобывающих компаний и фрагментирует ответственность. Еще одна проблема состоит в том, что при наличии у государственных органов широких полномочий у них отсутствуют четкие обязанности по обеспечению соблюдения экологических требований и условий. Такая ситуация снижает 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz