Север и рынок. 2017, N 3.

организации и регулирования, процессов природопользования, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в сырье и материалах, в чистоте и разнообразии окружающей среды. Он отражает все основные черты общенационального хозяйственного механизма. Вместе с тем в каждом регионе проявляется и своя местная специфика, обусловленная, прежде всего, различиями в развитии и размещении производительных сил, масштабами производства, уникальностью природных комплексов и экологических систем, степенью антропогенного воздействия на окружающую среду. Определенный интерес в связи с этим представляет сравнение существующих общих интересов и конфликтов интересов в Гренландии, Норвегии и России, поскольку эти страны объединяет наличие арктических территорий и существенная роль горнодобывающей промышленности в экономике. В последние годы дискуссии в датских и гренландских средствах массовой информации привлекают большое внимание к вопросам использования природных ресурсов в Гренландии. Основной акцент делается на то, что развитие горнодобывающей деятельности будет способствовать социально-экономическому развитию страны и обеспечению большей степени ее независимости. Изменения в структуре управления в Гренландии были обусловлены, прежде всего, объединением в 2009 г. 18 муниципалитетов в четыре, что явилось важной частью процесса делегирования основной части полномочий административных единиц высоко централизованного самоуправления (Home Rule) муниципалитетам. Это привело к возобновлению дискуссии о конфликтах и общих интересах Парламента и четырех новых крупных муниципалитетов. Такая дискуссия стала очень важным фактором в нынешних условиях повышенного внимания к горнодобывающей промышленности. В дополнение к сокращению числа муниципальных образований реформа также включала новое распределение задач. Основная идея заключалась в том, чтобы передать больше функций из Парламента в муниципалитеты. Следовательно, их укрупнение было нацелено на концентрацию ресурсов и создание возможностей для выполнения ими большего круга задач. Проведенная в Гренландии реформа, по сути, представляла собой процесс деволюции — делегирования центральными правительственными органами части своих полномочий местным органам власти [ 1 ]. Поскольку Гренландия является автономной единицей Дании, в 2013 г. Университетом Гренландии в сотрудничестве с Университетом Копенгагена был создан Комитет по минеральным ресурсам Гренландии. Деятельность Комитета была направлена на всесторонний анализ возможностей и препятствий в сфере добычи полезных ископаемых в Гренландии. По результатам работы Комитета в 2014 г. был подготовлен доклад «На благо Гренландии» (“To the Benefit of Greenland”). В докладе делается вывод о том, что успешное социально-экономическое развитие этой территории, а также Дании в целом, не может базироваться исключительно на добыче полезных ископаемых, требуется диверсификация экономики Гренландии. Согласно докладу, при наиболее вероятном сценарии развития Гренландия сохранит почти полный блок субсидий, получаемых от центрального правительства Дании, при небольших сокращениях, вызванных ростом доходов от развития добычи полезных ископаемых. При этом в случае экономического роста, основанного на использовании природных ресурсов, получаемая финансовая поддержка все более будет трансформироваться из субсидии в экономический стабилизатор [ 2 ]. Добыча полезных ископаемых в Норвегии в значительной степени зависит от саморегулирования рынка, т. е. от самих коммерческих субъектов. Власти Норвегии оказывают помощь в составлении карт ресурсов и предоставлении необходимых уточнений для планирования, но не стремятся к активному участию в объединении коммерческих интересов по поводу конкретных ресурсов, полагаясь на нейтральность рынка и справедливую конкуренцию между заинтересованными сторонами. Тем не менее деятельность по добыче полезных ископаемых должна соответствовать государственному планированию землепользования. Такое планирование осуществляется на муниципальном и региональном уровнях. Местные органы власти отвечают за разработку стратегий муниципального планирования, в которых оцениваются важные местные тенденции развития и где определяются потребности в планировании муниципалитетов (включая межмуниципальное планирование и участие в процессах регионального планирования). Горнодобывающая деятельность может являться весьма важной для многих муниципалитетов, поэтому необходимость решения этой проблемы в местном планировании может быть существенной. Вопрос о стратегиях местного планирования заключается в том, чтобы принять решение о том, следует ли уделять внимание местным правилам или конкретным муниципальным планам в отношении добычи полезных ископаемых и выделять ресурсы, особенно в небольших муниципалитетах с ограниченными возможностями планирования. Местное 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz