Север и рынок. 2017, N 3.

Таблица 2 Динамика доли налога на доходы физических лиц в доходах бюджетов моногородов Крайнего Севера России, % Моногород 2 0 1 2 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. к 2 0 1 2 г., % Воркута 37,0 35,8 26,1 26,2 18,2 -18,7 Инта 42,2 32,8 17,6 25,2 30,4 -11,9 Кировск 40,7 41,3 30,6 28,9 28,8 -11,9 Ковдор 25,9 26,3 20,3 20,7 20,9 -4,9 Коряжма 34,3 28,6 29,3 29,1 29,7 -4,6 Костомукша 26,0 34,5 23,1 22,7 Н/д ** ,3 С*3- Мончегорск 30,8 27,7 23,5 26,7 26,2 -4,6 Новодвинск 31,5 24,7 21,4 22,3 24,5 -7,1 Оленегорск 36,0 36,1 28,0 30,4 30,1 -5,9 В среднем 33,8 31,9 24,4 25,8 26,1 -7,7 Составлено автором. Источник — [15]. **2015 г. к 2012 г. Менее значительное перераспределение доли налоговых поступлений произошло в муниципалитетах второй и третьей групп. Кроме того, в моногородах произошло резкое сокращение доли субсидий в общем объеме безвозмездных поступлений почти в 3,5 раза (с 32,2 % в 2012 г. до 9,3 % в 2016 г.), в то время как доля субвенций возросла с 48,8 до 72,5 % соответственно. В нефтегазовых муниципалитетах это перераспределение не так значительно, а в городах третьей группы распределение дотаций, субсидий и субвенций зависит от того, к какому региону относится городской округ. К примеру, в городах Сахалинской области (Долинский, Корсаков, Поранайский, Холмск) доля субвенций не превышает 7 %. Из муниципалитетов данной группы городов особенно выделяется г. Апатиты (Мурманская область), в котором за рассматриваемый период времени произошло резкое перераспределение поступлений в пользу субвенций (86,5 %). Это самый высокий показатель из всех городских округов Крайнего Севера. Стоит отметить, что во всех городах Мурманской области низкий уровень дотаций и субсидий в связи с их резким сокращением и перераспределением в пользу субвенций. Это означает, что в муниципалитетах сокращается объем финансовых средств, которыми они могут распоряжаться самостоятельно (дотации), и увеличивается доля субвенций, которые выделяются на конкретный срок и цели, определенные государственными органами власти. Инвестиционные возможности городских округов Крайнего Севера. Бюджетная обеспеченность северных городских округов оказывает непосредственное влияние и на возможности формирования и реализации инвестиционной политики муниципалитетами. Анализ инвестиционной деятельности муниципальных образований Севера за 2012-2015 гг. выявил негативные тенденции и значительные диспропорции между группами исследуемых муниципалитетов. Так, из-за падения цен на нефть на 60 % снизился объем инвестиций в основной капитал на душу населения в нефтегазовых муниципальных образованиях (рис. 3). В моногородах это падение составило менее 7 %. Тем не менее инвестиции на душу населения в первой и во второй группах муниципалитетов составляют от 200 до 300 тыс. руб. на человека, что в разы больше, чем в третьей группе городов, где даже до кризисного периода в 2013 г. инвестиции не превышали 80 тыс. руб. на человека, а к 2015 г. сократились на 18,5 % и составили 47,6 тыс. руб/чел. Следует отметить, что даже данный уровень инвестиций достигнут, в основном, за счет городского округа Долинский (Сахалинской область), чья экономика связана с добычей угля, производством железобетонной продукции, промышленной заготовкой леса, добычей и переработкой рыбной продукции. Здесь уровень инвестиций на душу населения на порядок выше, чем у остальных городов данной категории. За исключением Долинского, средний уровень инвестиций на человека по остальным городам, не отнесенным к монопрофильным и нефтегазовым, составляет около 30 тыс. руб/чел., что почти в 10 раз меньше, чем в двух других категориях городов. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz