Север и рынок. 2017, N 3.

The need to create conditions for development of private businesses and innovation activities on the northern territories, formation of an environment capable of stimulating innovation risk, creation of knowledge-intensive products, assistance in the formation of the mechanism of modernization policy and creation of an appropriate regulatory framework, was shown. The assessment of the impact of sanctions imposed by Western countries on the innovative technological development of the North and the Arctic, was made. The problems, possibilities and directions of import substitution in the North are considered. Keywords: innovation-technological development, the North, the Arctic, indicators, assessment, import substitution, sanctions. Активная государственная научно-технологическая политика должна быть направлена на ускорение инновационного развития и повышение конкурентоспособности национальной промышленности. Чрезвычайно важным элементом механизма научно-технологической политики является создание соответствующей законодательной базы. В развитых странах для инновационно-технологического развития используется различный инструментарий [1-7]. Формирование научно-технологической политики на Севере и в Арктической зоне РФ (АЗРФ) обусловлено множеством факторов, в том числе: • географическим положением; • структурой экономики; • наличием системы «наука — образование — инновации»; • состоянием основных фондов; • эффективностью государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности; • ориентированностью системы образования на удовлетворение потребностей рынка труда; • исторически сложившимися хозяйственными связями; • демографической структурой. В рамках долгосрочного устойчивого развития экономики необходим переход на инновационную социально ориентированную модель развития, которая призвана ответить на стоящие перед Российской Федерацией вызовы и угрозы, определить цели и приоритеты инновационно-технологического развития, а также задать долгосрочные ориентиры субъектам инновационной деятельности. На сегодняшний день разработан ряд специальных программ по инновационному развитию. Однако большинство из них осталось нереализованными, в том числе и по Стратегии инновационного развития до 2020 года (Стратегии) [ 8 ]. В работе выполнено сравнение по основным показателям, характеризующим инновационно- технологическое развитие регионов Севера и Арктики (Мурманская область, Ненецкий АО, Ямало­ Ненецкий АО, Камчатский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский АО, Магаданская область), которые полностью включены в АЗРФ и территории Крайнего Севера [9, 10], с регионами, входящими в АИРР, за 2011-2015 гг. По данным Росстата, доля предприятий, реализующих технологические инновации, в общей сумме промышленных предприятий регионов Севера составляет около 10 %, что не соответствует заявленным показателям Стратегии инновационного развития (табл. 1). Таблица 1 Доля предприятий, реализующих технологические инновации, в общей сумме промышленных предприятий, % [ 1 1 ] Регион 2 0 1 1 г. 2 0 1 2 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 1 2 3 4 5 6 Мурманская обл. 5,5 4,8 9,0 8,4 7,8 Ненецкий АО 8,7 8,3 4,8 2 ,6 5,9 Ямало-Ненецкий АО 7,4 8 ,2 6 ,2 1 1 ,2 7,7 Камчатский край 17,6 17,5 9,7 6,5 8 ,2 Республика Саха (Якутия) 6,7 5,2 8,1 9,1 6 ,2 Чукотский АО 2 0 17,6 17,6 33,3 26,1 Магаданская обл. 2 2 ,2 19 22,4 15,2 17,6 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz