Север и рынок. 2017, N 3.

Именно в этот период геополитика получает новое актуальное звучание и вдохновляется идеями экономической и политической географии, отойдя от общефилософских рассуждений, политического конфликта социалистической и капиталистической форм хозяйствования, военного (послевоенного) противостояния [3]. Территория Крайнего Севера становится неявным актуальным вопросом геополитических исследований, которые скрываются под обсуждением проблемы экономического освоения и колонизации дискомфортных для проживания человека территорий. В этот период появляется много зарубежных публикаций, которые пытаются доказать экономическую неэффективность применяемого подхода советской экономики к освоению северной территории и нецелесообразность присутствия большого контингента постоянно проживающего населения в дискомфортных условиях Арктики и Субарктики. Наиболее значимые и характеризующие этот период и научные настроения работы — Ф. Хилл, К. Гэдди «Сибирское проклятье: как коммунистические плановики заморозили Россию» [4] и А. Паршева «Почему Россия не Америка» [5]. Главная тональность зарубежных оценок этого периода в освоении и присутствии России в Арктике: «Мы построили свое государство там, где больше никто не живет» [5]. Заключения зарубежных авторов однозначно сводятся к необходимости сворачивания активной экономической деятельности в северных широтах России, массовое переселение населения на территории, благоприятные по условиям проживания и трудовой деятельности, переход к вахтовому методу обеспечения территории трудовыми ресурсами. Формирование крупных поселений на дискомфортных для проживания территориях возможно только в условиях командной экономики, в результате чего экономическая система несет колоссальные издержки по содержанию территориальной социальной и производственной инфраструктуры, где она должна быть ограничена [4]. В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты были бы ориентированы на вахтовый метод привлечения рабочей силы, что сократило бы общественно необходимые расходы на содержание северных территорий. Среди российских мнений также можно отметить противоречивые точки зрения на предмет присутствия человека и постоянно проживающего населения на территориях Крайнего Севера. А. И. Трейвиш заявляет: «Мы отдаем нашим необъятным просторам больше, чем получаем от них, они как бы высасывают соки из организма страны, постоянно подталкивая ее на путь экстенсивного развития. И если бы за Уралом плескался океан, то, скорее всего, Россия уже давно была бы полноправным членом сообщества цивилизованных стран. Речь, разумеется, не об отказе от тех или иных пространств. Речь — об осознании их роли, положительной или отрицательной, в развитии страны, о необходимости уменьшить бремя расходов и увеличить экономический и социальный эффект путем разумной региональной политики и принятия правильных геополитических решений» [ 6 ]. По мнению В. Арабкина, «для обеспечения государственной безопасности и сбережения ресурсного потенциала необходимо придание особого статуса северным территориям с особой федеральной политикой, отличной от общероссийской. Ясно, что государство желает сохранить контроль над разведкой и добычей природных ресурсов, Северным морским путем, а это требует активности» [7]. Таким образом, научное сообщество в конце XX в. имеет различные точки зрения на активную экономическую деятельность и присутствие постоянно проживающего населения на территории Крайнего Севера страны (понятие Арктики и арктических территорий пока не применяется). Хронологию действий российского государства можно описать следующим образом. На протяжении всего переходного периода разрабатываются нормативные документы, направленные на поддержку северных территорий с точки зрения сохранения имеющегося социально - экономического потенциала северных субъектов РФ в сложных условиях переходного периода и трансформации экономики [ 8 ]. Однако принимается целый ряд нормативных документов, направленных на оптимизацию (сокращение) численности населения страны в северных широтах в целом и в Арктической зоне в частности: федеральный закон № 131-ФЗ от 9 июля 1998 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановление Правительства РФ от 22.05.02 № 336 «Об утверждении положения о содействии переселению граждан Российской Федерации в рамках пилотного проекта социального реконструирования районов Крайнего Севера», постановление Правительства РФ от 22.06.04 №306 «О дополнительных мерах по оказанию содействия гражданам Российской Федерации в рамках пилотного проекта социального реконструирования районов Крайнего Севера», распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.01.2005 № 44-р «Об утверждении плана мероприятий по оптимизации 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz