Север и рынок. 2017, N 3.

11. Finlyandiya. Investicionnaya politika i inostrannye investicii [Finland. Investment policy and foreign investments]. (In Russ.). Available at: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/fi/about_fi/laws_ ved_fi/invest_law_fi/ (accessed 24.05.2017). 12. Badarchi B., Dabiev D. F. Tipologicheskij analiz prigranichnyh regionov Rossii po urovnyu social'no- ehkonomicheskogo razvitiya (na primere Respubliki Tyva) [The typological analysis of border regions o f Russia based on the level o f social and economic development (a case study o f the Republic o f Tyva)]. (In Russ.). Available at: http/ /www.ecfor.rupdf.phpid =2012207 (accessed 06.10. 2014). 13. Rozanova L. I., Moroshkina M. V. Investicionnaya diagonal' v raspredelenii inostrannogo kapitala v Rossii [Investment diagonal in distribution o f the foreign capital in Russia]. NB: Ehkonomika, trendy i upravlenie [Economy, Trends and Management], 2013, no. 2, pp. 193-204. (In Russ.). 14. Investicii v Rossii. 2011 [Investments in Russia. 2011]. Moscow, Rosstat, 2011, 303 p. (In Russ.). УДК 33 Е. Е. Емельянова кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН, г. Апатиты , Россия ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕГИОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА 1 Аннотация. Необходимость совершенствования инвестиционной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата и предпринимательской среды, активно обсуждается на всех уровнях власти. Важную роль в решении задач по развитию инвестиционной среды в последнее время возлагают на региональные и муниципальные органы власти. Прежде всего, это связано с необходимостью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для социально-экономического развития территорий. В первой части статьи дана характеристика бюджетной обеспеченности и инвестиционной активности муниципальных образований Крайнего Севера. Далее на примере городских округов Мурманской области дается оценка эффективности политики по реализации мер, направленных на улучшение инвестиционной среды, и результатов внедрения Стандарта 2.0 в муниципальных образованиях региона, а также основных проблем, с которыми сталкиваются муниципалитеты области, и путей развития в них инвестиционной деятельности. Сделан вывод, что на эффективность проводимой политики по улучшению инвестиционного климата в значительной степени повлияли кризисные процессы, происходящие в стране. К тому же внедрение указанных мер не обеспечивает рост инвестиций и активизацию инвестиционной деятельности на территории муниципалитета, которые, главным образом, зависят от позиции региональных и федеральных властей относительно развития определенной территории, а также от предприятий, расположенных на территории муниципалитета. Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционный климат, регионы Севера и Арктики, муниципальные образования, органы власти, стандартизация деятельности, оценка эффективности, экономический кризис. E. E. Emelianova PhD (Economics), Senior Researcher G. P. Luzin Institu te for Economic Studies of the KSC of the RAS, Apatity, Russia DEVELOPMENT TRENDS AND EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE POLICY OF STATE AND MUNICIPAL AUTHORITIES TO IMPROVE THE INVESTMENT CLIMATE IN THE REGIONS OF THE FAR NORTH Abstract. The need to improve the investment policy aimed at improving the investment climate and business environment, is actively discussed at all authority levels. An important role in solving the investment environment development problems, is lately assigned to regional and municipal authorities. First of all, this is due to the need to 1 Публикация содержит материалы, полученные при поддержке гранта РФФИ № 16-32-00019 «Новые проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов российской Арктики в условиях кризиса». 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz