Север и рынок. 2017, N 3.
уменьшения смертности в сельской местности, где во всех возрастах показатели больше городских, а в возрастном интервале 15-34 года превышают в 2,5—3,5 раза. Резервы снижения смертности и повышения продолжительности жизни дают как экзогенные, так и эндогенные причины. Заметная доля смертности детей на первом году жизни от внешних причин требует усиления семейно-демографической политики. Повышенная доля смертности взрослого населения от внешних причин, особенно в сельской местности, и выросший уровень смертности от болезней органов пищеварения, а в сельской местности и от болезней органов дыхания, требуют усиления мер по пропаганде здорового образа жизни. Растущий уровень смертности от новообразований свидетельствует о недостаточной эффективности мероприятий по онкопрофилактике и ранней диагностике раковых заболеваний. Иными словами, резервы повышения продолжительности жизни в Республике Коми не только значительны, но и реализуемы при целевой концентрации усилий государства и общества, что дает основания надеяться на возможность продления в перспективе благополучного тренда 2004-2015 гг. при условии углубления мероприятий семейно-демографической и социально-демографической политики, касающихся как дальнейшей модернизации здравоохранения, так и воспитания с детских лет сознательного отношения к своему здоровью. Таким образом, демографические условия воспроизводства среднего класса в Республике Коми в 2000-х гг. гораздо благоприятнее, чем в 1990-е гг. Заметно сократились объемы миграционного оттока населения, увеличилась рождаемость, снизилась смертность. Однако сальдо миграции по-прежнему отрицательное, а благополучные тенденции рождаемости и смертности достигли предела, обусловленного существующими мероприятиями демографической политики. Сохранение уровня рождаемости или хотя бы нивелирование ее структурного снижения полностью определяется дальнейшим усилением государственной семейной политики, расширением спектра ее мероприятий. Возможности продления роста продолжительности жизни населения также детерминируются углублением мероприятий социально-демографической политики. Изменить вектор миграции может только усиление экономический привлекательности региона и улучшение качества жизни населения. Воспроизводство среднего класса также неразрывно связано с повышением качества жизни населения. Качество жизни — это комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе [ 8 , с. 35]. В современных условиях улучшение качества жизни населения практически повсеместно признано одной из приоритетных задач. Это целевой критерий социально экономического развития страны [9, с. 100]. Он включен в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в которой сказано, что повышение качества жизни российских граждан должно происходить путем гарантирования личной безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения [ 1 0 ]. Функцию меры уровня и качества жизни населения часто выполняет показатель валового внутреннего продукта на душу населения (либо валового регионального продукта, если речь идет о сравнении регионов России) [11-13]. При таком подходе Республику Коми можно охарактеризовать как регион с высоким уровнем и качеством жизни, поскольку значение валового регионального продукта на душу населения неизменно выше среднероссийского. В то же время применение методик с более разнообразным набором индикаторов, как правило, ставит регион в гораздо более неблагоприятную ситуацию. Так, согласно методике индексной оценки качества жизни населения российских регионов, в основу которой заложена четырехкомпонентная структурная модель (здоровье населения, уровень жизни, рынок труда и безопасность жизнедеятельности), отражающая наиболее значимые в экономическом плане проблемные области и позволяющая производить региональные сопоставления по доступным статистическим данным, Республика Коми относится к группе регионов с низким качеством жизни (значение ниже медианы, но выше чем 75 % от среднероссийского) [14, с. 133]. В типологии российских регионов по качеству жизни, произведенном в двухмерном пространстве «уровень развития — динамика развития» на основе безмерных балльных оценок по 10 показателям, нормированным по отношению к средневзвешенным значениям показателей по регионам России, Коми попала в худшую группу территорий с пониженным уровнем и динамикой роста качества жизни населения по сравнению со средними значениями по России [15, с. 122]. 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz