Север и рынок. 2017, N 3.

миграции и естественного движения значительно возросли темпы процессов аккультурации, ассимиляции и коллективизации. Для малочисленных народов характерны более низкие показатели качества здоровья, однако отраслевые нормативные документы и система сбора и обработки статистической информации никак не ориентированы на мониторинг данных медико-биологических показателей, а в результате оптимизации здравоохранения северная специфика проблемы (дисперсность расселения, отсутствие постоянного транспортного сообщения и т. п.) в настоящий момент отражается только в небольшом количестве научных публикаций. Противоречия в законодательстве встречается и в рамках других вопросов. Так, политические, культурные и другие права КМНС определены в Конституции РФ (ст. 69), Гражданском кодексе РФ (ст. 123.16); в федеральных законах «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ; «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000 № 104-ФЗ; «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ. В то же время реализация данных законов затруднена последующими изменениями в законодательстве, регулирующем отдельные отраслевые вопросы, например в части природных ресурсов — Лесном и Земельном кодексах, в других нормативных документах по недропользованию на Севере. Качество окружающей среды арктических территорий — это залог сохранения КМНС, его этнообразующих и социально-экономических основ жизнедеятельности и в первую очередь традиционных отраслей хозяйствования и уклада жизни. Поэтому новый этап промышленного освоения Арктики требует поиска оптимального взаимодействия между ресурсоэксплуатирующим бизнесом и коренным населением. Процессы промышленного освоения Арктической зоны существенно меняют картину расселения КМНС и их традиционной хозяйственной деятельности. Локализация этноса проявляется как в сужении территорий расселения, так и в локализации территорий, где КМНС ведут традиционный образ жизни, что в первую очередь связано с изъятием исконных земель в процессе их промышленного освоения. Возможным решением в ходе конструктивного диалога может стать законодательно закрепленное проведение обязательной этнологической экспертизы, которая будет комплексно оценивать воздействие от реализации тех или иных государственных и бизнес-решений на экологическое, экономическое и социальное положение территорий, вошедших в АЗРФ. Таким образом, перспективы решения социально-гуманитарных проблем территорий АЗРФ лежат в основном в плоскости практического понимания необходимости обеспечения концептуально-логической связи между положениями стратегий и программ развития арктических территорий и нормативно-законодательных актов, реализующих законодательные нормы, а также между всем комплексом общенациональных стратегий и общеотраслевых реформ, где в основу приоритетных направлений в первую очередь должны быть положены задачи обеспечения повышения качества жизни населения. С этой целью, как нам представляется, необходимо продолжить работу по совершенствованию социальной политики в АЗРФ в следующих направлениях. 1. Гарантировать постоянно проживающему на территориях АЗРФ населению компенсацию условий дискомфортности среды жизнедеятельности, используя для этой цели весь арсенал финансово-экономических и социально-экономических мер. 2. Разработать целевые программы, направленные на восстановление значительно изношенных, если не разрушенных в период экономических трансформаций, социальной, транспортной, инженерной и прочей инфраструктур. 3. Разработать и ввести систему мер по гарантированному доступу населения к услугам здравоохранения с учетом фактора транспортной отдаленности (или недоступности) и климато­ географических особенностей северных территорий, а также принимая во внимание факт повышенной заболеваемости и болезненности проживающего здесь населения, что, возможно, потребует пересмотра некоторых нормативов подушевого финансирования применительно к особенностям арктических территорий (нормативы по обеспечению коечного фонда, нагрузки на медицинского работника, нормативы по стоимости лечения и т. п.). 4. С целью развития арктической науки и обеспечения научно-обоснованных подходов к оценке и мониторингу социально-экономического положения территорий, а также качества жизни 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz