Север и рынок. 2017, N 3.
новой геополитической ситуации в Арктике после окончания холодной войны, но в большей степени — как важный для внутренней политики документ, целями которого являются стабилизация ситуации в стране и экономике. В частности, благодаря принятию такого документа Россия смогла обозначить свои приоритеты на международной арене и включиться в политические процессы на правах равного партнёра. В феврале 2013 г. президентом утверждена Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (далее — Стратегия 2020). Целью Стратегии является реализация национальных интересов. В соответствии с принятыми ранее Основами государственной политики РФ в Арктике, планируется ряд мер (по главам) по совершенствованию системы государственного управления, улучшению качества жизни населения, развитию ресурсной базы страны, Северного морского пути, рыбохозяйственного комплекса. Кроме того, отдельные параграфы посвящены развитию науки, информационных технологий и связи, охране окружающей среды, международному сотрудничеству и военной безопасности, охране границ. Особое внимание в данном документе уделено, во-первых, Северному морскому пути, во-вторых, качеству жизни населения, что свидетельствует о наличии большого спектра нерешенных «арктических» проблем. Основной механизм реализации Стратегии — государственная программа социально-экономического развития АЗРФ до 2020 года. Отдельными документами предполагается закрепить особый статус Арктической зоны и её состав. 21 апреля 2014 г. правительство утвердило государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года». Рассмотренные документы направлены на закрепление границ АЗРФ, обеспечение их безопасности и социально экономическое развитие территории, что ставит серьезный вопрос о человеке и его взаимодействии с изменяющейся средой в современных условиях реализации столь масштабного стратегического проекта, поскольку и геополитические тенденции, и последствия внутренней социально-экономической политики в целом оказывают существенное влияние на гуманитарные аспекты жизнедеятельности в арктическом регионе, определяя их специфику. Поскольку в широком смысле социально-гуманитарные аспекты государственной политики непосредственно связаны с человеком, его возможностями удовлетворения своих разнообразных потребностей, то и решение рассматриваемых проблем должно лежать в плоскости задачи повышения качества жизни населения, как это и заявлено в Стратегии 2020. Несмотря на неоднозначность трактовки данного понятия, можно выделить несколько базовых характеристик, определяющих его суть. В первую очередь это качество здоровья населения, т. е. способность прожить долгую и здоровую жизнь; второе — уровень жизни, т. е. обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами и уровень их потребления; третье — уровень социальной безопасности, который характеризуется состоянием и мерами достижения оптимального уровня функционирования, воспроизводства и развития социальной системы. С точки зрения социальной безопасности особую угрозу представляет сложная (если не критическая) демографическая ситуация, сложившаяся в регионах Севера РФ и описанная в различных работах о демографическом положении на Севере и проблемах трудовых ресурсов в Арктической зоне РФ [17-23]. В период социальных трансформаций тенденция притока населения на Север, имевшая место в 1980-х гг., сменилась на массовую миграцию населения из северных регионов, снизилась роль государства в развитии северных территорий, было приостановлено финансирование развития транспортной и социальной инфраструктуры, фактически отменены повышенные заработные платы и льготы. В результате с 1990 по 2014 гг. численность населения регионов, относящихся к АЗРФ, снизилась с 8 927 тыс. чел. до 7 220 тыс. чел., т. е. на 19 %, а в некоторых регионах Севера, например в Мурманской области, потери населения составили более 3 %. Более того, ситуация усугубилась существенным снижением доли трудоспособного населения. В регионах Севера резко ускорился естественный процесс демографического старения населения, в результате чего в структуре населения арктических регионов РФ доля трудоспособного населения за рассматриваемый период упала почти на 6 %. Наибольшее снижение доли трудоспособного населения наблюдается в Мурманской и Архангельской областях, в Республике Коми и Чукотском АО. Данная тенденция приведет, и уже привела, к значительному дефициту трудовых ресурсов на данных территориях. Еще одна нерешенная социальная проблема арктических территорий — это уровень и качество здоровья проживающих здесь людей. Рассматривая здоровье как неотъемлемую часть качества жизни человека, необходимо помнить, что оно не существует в изоляции, на него 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz