Север и рынок. 2017, N 3.
Антарктики, упразднена в 2004 г.). Одной из основных задач Комиссии была разработка предложений о стратегии государственной деятельности РФ в Арктике и Антарктике. На протяжении 1990-х гг. в качестве то самостоятельного федерального органа исполнительной власти, то составной части федерального министерства региональной политики (неоднократно переименованного) существовал Государственный комитет РФ по делам Севера (Госкомсевер). В конечном итоге этот орган был упразднён указом президента в 2 0 0 0 г. Начало XXI в. характеризуется активизацией государственной политики, направленной на новый этап освоения и развития арктических территорий. В первое десятилетие нового века в РФ велась активная работа по разработке и принятию целого пакета нормативно-правовых документов, в той или иной мере направленных на управление АЗРФ. В результате на данный момент действует более 500 нормативно-правовых актов, так или иначе регулирующие эти правоотношения и в той или иной мере предпринимающие попытки «лечения» застарелых «хронических» социальных болезней, присущих «северам». В 1999 г. в Государственную думу РФ был внесен проект закона «Об Арктической зоне РФ», главными положениями которого были расширение государственных гарантий, льготы и компенсаций для работающих и проживающих на арктических территориях, а также увеличение объема налоговых льгот для бизнеса при работе в высоких широтах. Проект федерального закона определял географические границы Арктической зоны и предлагал принцип дифференциации мер государственной политики по субъектам с учетом их специфических особенностей. Стоит отметить, что до настоящего времени этот федеральный закон так и не принят, несмотря на его широкое обсуждение, а южные границы суши АЗРФ были определены лишь в 2014 г. указом президента. До этого момента, можно сказать, что арктическая политика РФ формировалась и осуществлялась в условиях отсутствия законодательно определённого объекта этой политики. Тем не менее основными задачами социальной политики в отношении населения «северов» провозглашались создание благоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности, в том числе и для представителей малочисленных коренных народов, повышение адресности и эффективности государственной поддержки работающего в условиях Севера населения (согласно постановлению правительства РФ «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера» от 31 декабря 1997 г. № 1664). Однако ведущим императивом вновь разрабатываемого законодательства, несмотря на продекларированную задачу повышения качества жизни населения, продолжает оставаться концепция использования АЗРФ в качестве стратегической ресурсной базы страны. Так, Морская доктрина Российской Федерации до 2020 года, утвержденная президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г. Пр-1387, определяет значимость Арктического регионального направления «особой важностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атлантику, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, решающей ролью Северного флота для обороны государства с морских и океанских направлений, а также возрастающим значением Северного морского пути для устойчивого развития РФ». О роли Арктики в обеспечении национальной безопасности страны говорится в Концепции национальной безопасности РФ (2000 г.) и указе президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», где, в частности, развитие АЗРФ связывается с вопросом охраны границ, повышением конкурентоспособности экономики, повышением эффективности топливно-энергетического комплекса, использованием государственно-частного партнёрства [16]. Справедливости ради необходимо отметить, что среди принципиально новых моментов в данных документах особо выделяется предложение о функциональном определении следующих зон российской Арктики: зоны особых государственных интересов, зоны нового освоения, зоны старого освоения, зоны старожильческих территорий, зоны проживания коренных малочисленных народов Арктики. Так, Стратегия 2020 придает особое значение проблеме обеспечения экологической безопасности как обязательной составляющей процесса перехода к устойчивому развитию. Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу (утверждены президентом РФ 18.09.2008 № Пр-1969) главными целями, с одной стороны, определяют задачи стабилизации северных границ страны и обеспечения правового поля для освоения природных ресурсов, с другой — создание условий для преодоления проблемы дифференциации социально-экономического развития арктических и несеверных регионов страны. Отметим, что данный документ, тем не менее, содержит в своих формулировках одно существенное противоречие между стремлением сохранить Арктику в качестве «зоны мира и сотрудничества» и укреплением военной безопасности в регионе. В целом Основы можно рассматривать и как ответ 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz