Север и рынок. 2017, N 3.
Последние годы уровень доходов работников организаций, расположенных в АЗРФ, по показателю номинальной начисленной заработной платы превосходит среднероссийский (табл. 2 ). С одной стороны, это связано с необходимостью привлечения рабочей силы в арктическую экономику из других регионов страны, однако с другой — данный показатель неразрывно связан с отраслевой экономической спецификой региона. Наиболее высокая заработная плата наблюдается в регионах с развитой добывающей промышленностью (в 1,5-2 раза): в Ненецком, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах — газо-, нефте-и золотодобывающая промышленность, в Республике Саха (Якутия) — алмазодобывающая промышленность. Считается, что высокая северная номинальная заработная плата в значительной степени «съедается» повышенной стоимостью потребительской корзины. Однако в половине регионов Арктической зоны потребительские расходы незначительно превышают среднероссийский уровень, а в остальных — ниже среднероссийского. Следует отметить, что, по данным статистики, среднедушевые доходы превышают расходы, реализуемые жителями в рамках самого региона, что говорит о формировании сбережений или отложенного спроса [ 6 , с. 149]. Таким образом, уровень доходов не был и так и не стал привлекательным фактором для закрепления населения на арктических территориях. Таблица 2 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в регионах АЗРФ, руб. [4, 5] Регион 2 0 1 0 г. 2 0 1 1 г. 2 0 1 2 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Регионы, полностью входящие в АЗРФ Мурманская обл. 29308 32342 36188 40225 43378 45989 Чукотский АО 46866 53369 60807 68261 76285 71531 Ямало-Ненецкий АО 52619 59095 63696 69192 74489 77272 Ненецкий АО 47349 50036 57795 61765 65816 71230 Регионы, частично входящие в АЗРФ Архангельская обл. 20475 22882 26374 30205 33125 38300 Республика Коми 26140 28897 33971 37717 40222 41375 Красноярский край 23254 25659 28672 31623 34178 36071 Республика Саха (Якутия) 28708 34052 39916 46542 51111 54631 Российская Федерация 20952 23369 26629 29792 32495 34030 В результате такой фактически колониальной социальной политики стали резко ухудшаться и условия жизни коренного населения Севера. Развитие добывающих отраслей промышленности привело к сокращению площадей исконных охотничьих угодий, сократилось поголовье оленей, являющихся основой жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, промышленными отходами стали загрязняться оленьи пастбища, промысловые реки и озера, резко снизилось качество традиционных местных продуктов питания. В результате вырос уровень безработицы, начались процессы деградации национальных промыслов и культуры, роста заболеваемости и младенческой смертности и, как следствие, сокращение продолжительности жизни населения [7, с. 8 8 , 27]. Стали проявляться признаки назревающего социального конфликта между коренным и пришлым населением. Нельзя не упомянуть в этом отношении, например, исторический конфликт между лопарями и коми-ижемцами, в настоящее время находящийся в латентном состоянии [ 8 , 9], а также «конфликт квот» между саами и укоренившемся населением, искусственно созданный на почве раздела норм добычи рыбных ресурсов [5] и т. д. Можно упомянуть также и конфликты между коренным населением и ресурсодобывающими компаниями (и их работниками), выражающиеся в повышении уровня социальной напряженности, а иногда и выплескивающиеся в открытое противостояние, о чем свидетельствует ряд публикаций [см., напр., 10-15]. На исходе века, несмотря на наличие сложившихся нерешенных социально-гуманитарных проблем, вопросы дальнейшего развития арктических территорий и обеспечения жизнедеятельности человека на них фактически не разрабатывалась. С 1991 г. аспектами, связанными с научной, социально-экономической, хозяйственной и природоохранной деятельностью в Арктике занималась Государственная комиссия РФ (с 1992 г. — Межведомственная комиссия по делам Арктики и 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz