Север и рынок. 2017, N 2.

рассчитанных с учетом их пропускной и провозной способностей. При этом за эталон берут перевозочную мощность 1 км железных дорог. Для усовершенствованной автомагистрали этот коэффициент равен 0.45; для обычной автодороги с твердым покрытием — 0.15; для речного пути — 0.25; для магистрального нефтепровода — 1; для газопровода — 0.35. Наиболее сложным моментом при анализе уровней транспортного обеспечения территории, рассчитанных выше приведенными методами, является определение оптимальных нормативов этих показателей. Исследования проведены на примере транспортной системы Республики Коми, включающей все виды наземного транспорта — железнодорожный, автомобильный, зимники, гужевой и пеший ход, водные переправы для преодоления преград, а также все населенные пункты республики (свыше 700) [3, 4]. Средние по республике скорости движения (V) транспортных средств приняты 40 км / ч, для пешеходов — 5 км / ч. Информационной основой для оценки транспортной обеспеченности послужили данные об административно-территориальном делении Республики Коми, данные Дорожного агентства по протяженности (L) и состоянию автомобильных дорог, транспортных предприятий по маршрутным сетям, по зимникам, водным переправам, характеристике транспортных средств, скоростям их движения и другие источники. Основным наземным транспортом, связывающим населенные пункты республики с центрами муниципальных образований, является автомобильный. Сеть государственных автомобильных дорог общего пользования разделена на федеральную — в границах республики 0.3 тыс. км — и территориальную в пределах районов — 7.3 тыс. км, из них 0.9 тыс. км имеют грунтовое покрытие [5]. Автобусная маршрутная сеть и пригородные поезда сокращают временную связь населенных пунктов. При расстоянии от населенного пункта до центра поселения или района в 30 км (6 ч пешего хода) есть возможность регулярных связей. Мелкие и средние населенные пункты охватываются автобусным сообщением лишь в том случае, если через них проходит маршрут или они находятся на расстоянии не более 5 км (на расстоянии 1 ч пешего хода). Транспортные связи внутри поселений осуществляются по грунтовым и проселочным дорогам и автозимникам местного подчинения. Рис. 1. Фрагмент схемы пространственной организации транспорта между населенными пунктами ( • ) Транспортная доступность населенных пунктов характеризуется удаленностью и наличием преград в движении. Как показано на рис. 1, удаленность раскрывается через показатели расстояния населенных пунктов до центров поселений, а их, в свою очередь, до центров муниципальных районов, железнодорожных станций, центра субъекта Российской Федерации с учетом скорости передвижения. При учете преград принимаются во внимание удаленность (близость) от магистральных авто- и железнодорожных трасс, виды верхнего покрытия автомобильных дорог, сезонные автодороги (зимники), обеспечивающие связь населенных пунктов хотя бы зимой, наличие водных переправ, точнее способов их преодоления, автобусного сообщения и др. Расстояния между и центрами поселений ( ^ ) и районов ( ^ ) 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz