Север и рынок. 2017, N 2.

международным требованиям в целях интеграции с евразийскими транспортными системами, развитие эффективной системы авиационного обслуживания арктических районов, включая реконструкцию и модернизацию аэропортовой сети вдоль трассы Северного морского пути и развитие малой авиации с целью удовлетворения потребностей в воздушных перевозках и обеспечения их доступности в Арктической зоне РФ. Неосвоенность остается характерной чертой всех северных регионов страны. Транспортная доступность территории обусловлена выгодными (благоприятными) и невыгодными позиционными условиями, приводящими к дополнительным издержкам как в экономике, так и в социальной сфере. Давно известны структурные связи транспортной системы с внетранспортными системами: в частности, относительно высокие коэффициенты корреляции связывают развитие транспортной инфраструктуры (по уровню связности) с уровнем урбанизации (Р = +0.620), демографическим индексом (Р = -0.639), уровнем производственно-технического развития территории (Р = +0.806) [1]. При этом транспортная отдаленность многих населенных пунктов от центров поселений, центров районов, железнодорожных станций является одним из важнейших факторов, влияющих на транспортные расходы. Установлено, что внетранспортный эффект от улучшения обеспеченности дорогами в 8-10 раз превышает эффект на транспорте. Это оптимизация размещения, сокращение оборотных средств, рост подвижности населения, способствующая духовному росту, высвобождение свободного времени и др. Общая величина внетранспортного эффекта (Лэвт), получаемая в различных сферах социально-экономической жизни общества в результате использования транспорта и различных транспортных технологий, может быть выражена следующей формулой [2]: Лэвт = Лц тр+ Лмоб+ Л Э у о п + Лэзап+ Лэпот + Лпвдтр+ ЛЭсоц^ , (1) где Лц тр — снижение доли транспортных затрат в цене реализации продукции; ЛМоб — экономия оборотных средств предприятий; Л эуоп — экономия производственных текущих затрат, вызванных ускорением производства, оборота капитала и освоения природных ресурсов; Лэзап — экономия расходов на хранение запасов материальных ресурсов; Лэпот — экономия затрат, связанная с сокращением потерь грузов, внедрением специализированного подвижного состава, контейнерных и пакетных перевозок; Лпндтр — прирост прибыли собственников недвижимости за счет развития транспортной инфраструктуры; ЛЭсоцтр — социальный эффект, получаемый пассажирами от улучшения работы транспорта и качества их обслуживания. Ускоренная доставка груза особенно целесообразна в случае, если спрос на перевозимый товар в пункте потребления значительно превышает предложение, т. е. товар является дефицитным и он будет реализован незамедлительно без складирования и связанных с ним расходов. В этом случае, если груз прибывает к месту назначения на t суток раньше, он, как правило, будет реализован (использован) раньше на это же время. В результате на тот же срок ускорится высвобождение потребности в оборотных средствах грузополучателя, которые могут быть использованы в производстве. В этом случае стоимостная оценка транспортной доступности может быть представлена следующим образом: Эуоп =R • t • Д / 365 • 100, (2) где R — рентабельность производства, %; Д — выручка от реализации партии товара, руб. Ускорение доставки при перевозке скоропортящихся грузов, как правило, также целесообразно, так как чем раньше груз доставлен к месту потребления, тем больше времени остается на его реализацию до истечения его срока годности. Для оценки транспортной доступности населенных пунктов муниципальных образований нами предложен показатель доступности как экономически целесообразные затраты времени на преодоление пространства в отличие от известных коэффициентов Энгеля, Успенского и Гольца. В XIX в. немецкий статистик Энгель в качестве единой основы показателя взял длину транспортных путей, которую соотнес с площадью территории и численностью ее населения: Кэ = L / V SH. Исследователи, используя этот коэффициент, добавляли под знак радикала другие или дополнительные характеристики: число населенных пунктов — коэффициент Гольца Кг = L / V SN , объем грузоперевозок — коэффициент Успенского Ку = Т/==, где L — протяженность путей сообщения, км; S — площадь территории, км2; Н — численность населения; Q — количество перевозимых грузов, тыс. т; S0 — освоенная территория, км2; N — число населенных пунктов. Исследователи Московского университета путей сообщения (МИИТа) приведенную длину сети путей сообщения (£прив.) определяют с помощью коэффициентов приведения транспортных линий, 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz