Север и рынок. 2017, N 2.

УДК 338.47:656:338.46 (470.13) Э. С. Куратова доктор экономических наук, старший научный сотрудник Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения РАН, г. Сыктывкар, Россия МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ ТЕРРИТОРИИ ПО ФАКТОРУ ВРЕМЕНИ ДЛЯ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Аннотация. Для оценки транспортной доступности приарктического пространства на примере Республики Коми предложен показатель транспортной доступности — экономически целесообразные средневзвешенные затраты времени на преодоление определенного пространства. Дифференциация исследуемого пространства может быть использована для межбюджетного регулирования и распределения средств Фонда финансовой поддержки по показателю транспортного удорожания стоимости бюджетных услуг через коэффициент транспортной доступности. Ключевые слова: транспортная доступность территории, средневзвешенные затраты времени на преодоление определенного пространства, транспортное удорожание стоимости бюджетных услуг, межбюджетное регулирование и распределение средств Фонда финансовой поддержки. E. S. Kuratova Doctor of Sciences (Economics), Senior Researcher Institute of Socio-Economic and Energy Problems in the North of the Komi Science Centre of the Ural Branch of the RAS, Syktivkar, Russia METHODOLOGY OF EVALUATION OF TRANSPORT ACCESSIBILITY OFTERRITORIES BY THE TIME FACTOR FOR INTER-BUDGET REGULATION AND DISTRIBUTION OF RESOURCES OF THE MUNICIPALITIES FINANCIAL SUPPORT FUND Abstract. For evaluation of the transport accessibility of the Arctic area, we have proposed an indicator named “economically effective average time expences for overcoming a certain distance” (a case study of the Komi Republic). The differentiation of the studied area can be used for inter-budgetary regulation and distribution of resources of the Municipalities Financial Support Fund using the indicator of transport rise of budgetary services costs through the transport accessibility coefficient. Keywords: transport accessibility of the territory, average time expences for overcoming a certain distance, transportation rise of budgetary services costs, inter-budgetary regulation and distribution of resources of the Municipalities Financial Support Fund. В связи с очаговым характером промышленно-хозяйственного освоения территорий приарктической зоны Российской Федерации, низкой плотностью населения, удаленностью от основных промышленных центров, неразвитостью транспортной инфраструктуры реализация новых проектов хозяйственного освоения возможна только путем софинансирования за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ и внебюджетных источников. К крупным инфраструктурным проектам, предусматривающим интеграцию Арктической зоны РФ с освоенными районами России, относится освоение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (территория Республики Коми) и месторождений углеводородов на континентальном шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей, полуостровов Ямал и Гыдан. Единая Арктическая транспортная система РФ ориентирована на круглогодичное функционирование в составе Северного морского пути тяготеющих к нему на территории Республики Коми меридиональных речных (р. Печора и притоки Северной Двины) и железнодорожных коммуникаций (магистраль Котлас — Воркута), а также аэропортовой сети. Развитие железнодорожной сети предполагает расширение пропускной способности действующих и создание новых железнодорожных линий, формирование опорной сети автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров, обеспечение их соответствия 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz