Север и рынок. 2017, N 2.

Кроме Китая Иран подписал аналогичные соглашениями и с другими инвесторами, однако в дальнейшем все международные компании были вынуждены приостановить работы из-за санкций, связанных с ядерной программой Ирана. Сегодня экспортный потенциал Ирана ограничен в виду повышенного внутреннего спроса и сравнительно низкой добычи. Для сравнения: население Катара составляет 1.2 млн чел., а Ирана — 77 млн; добыча газа 174 и 212 млрд м3соответственно. Что касается России, то катарский газ составит в Европе серьезную конкуренцию российскому, в первую очередь, из-за очень низкой себестоимости. Себестоимость 1000 м3товарного газа ОАО «Газпром», скажем, Уренгойского месторождения составляет порядка 23.5 долл., а катарского 1 долл. с небольшим. Плюс доставка из очень отдаленных районов Арктики (5.5 долл. за прокачку 1000 м3на 100 км) против 2 долл., например, для трубопровода «Запад — Восток» (Туркмения — Китай). С учетом того, что Катар уже с 2012 г. ведет переговоры о транзите с Украиной, в случае победы суннитских группировок в Сирии катарский газ мог бы пройти через Сирию в Турцию, а затем через черноморские трубопроводы влиться в газотранспортную систему Украины. В этой ситуации Катар мог бы спровоцировать сохранение низких цен на газ по аналогии с низкими ценами на нефть, поддерживаемыми Саудовской Аравией, что, несомненно, ударило бы по российскому бюджету чувствительней любых санкций. Очень хорошо, что удалось нормализовать отношения с Турцией и запустить «Турецкий поток». В результате в Бушере 25 июня 2011 г. был подписан трехсторонний меморандум о строительстве «шиитского» газопровода первоначальной стоимостью 10 млрд долл. США. Этот модернизированный вариант проекта “Nabucco” исключает из транзитной цепочки Азербайджан и Турцию (в планы Ирана не входит усиление страны НАТО как газового транзитера) и проходит по маршруту Иран (Эселуйе) — Ирак — Сирия (Латакия); трубопровод мощностью 40 млрд м3 в год планировалось ввести в строй в 2016 г. Кроме того, строительство этого газопровода ознаменовало бы собой появление «шиитской геополитической дуги» на Ближнем Востоке. Однако сирийский конфликт, который начал особенно разрастаться после подписания меморандума, не позволил приступить к непосредственной реализации проекта. Следовательно, геополитическое и экономическое присутствие в зоне сирийского газового транзита отвечает национальным интересам России в аспекте обеспечения конкурентоспособности нашей страны на энергетическом рынке ЕС. При этом с учетом антикитайской и противоиранской риторики администрации Д. Трампа США через систему антииранских санкций блокируют строительство «шиитского» газопровода. Россия же, разумеется, будет против строительства газопровода «суннитского», но это в случае, если победа над ИГИЛ и прочими террористами будет достигнута без прямого участия США. Если же все- таки оформится антитеррористическая коалиция с участием США, то надо готовиться как минимум к компромиссу. Вот такая геополитика. Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта 15-02-00009а «Модернизация системы транспортировки арктического природного газа в условиях современной геоэкономической и политической нестабильности стран -транзитеров» Литература 1. Мозговой А. Ф. Универсальный «Калибр» // Морской сборник. 2016. Т. 2026, № 1. С. 61-70. 2. Селин В. С., Козьменко С. Ю. Взаимодействие хозяйственных и оборонных интересов в арктических акваториях // Вестник Кольского научного центра РАН. 2012. № 3 (10). С. 34-40. 3. Бурцев О. В., Козьменко С. Ю., Шиян Г. Н. Современная Россия и морская цивилизация // Морской сборник. 2006. № 6. С. 17-21. 4. Геращенко Л. В., Козьменко С. Ю., Ульченко М. В. Региональные приоритеты геоэкономического развития России в Арктике // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-3 (41-3). С. 41-45. 5. Селин В. С., Козьменко С. Ю., Геращенко Л. В. Арктические коммуникации и региональные геополитические приоритеты экономического развития России // Геополитика и безопасность. 2012. № 2 (18). С. 94-102. 6. Daewoo Shipbuilding Wins 1 Trillion Won LNG Carrier Construction Order [Электронный ресурс] // Hellenic Shipping News Worldwide: сайт. URL: http://www.hellenicshippingnews.com/daewoo- shipbuilding-wins-1-trillion-won-lng-carrier-construction-order (дата обращения: 01.03.2017). 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz