Север и рынок. 2017, N 2.

(27 млрд баррелей). Открыто в 1971 г. Разработка Северного началась в 1991 г. Газ по газопроводам отправляется в ОАЭ. Южный Парс — это северная (иранская) часть газового месторождения, которая расположена в Персидском заливе к северо-востоку от Катара. Южный Парс был открыт в 1990 г. Это относительно легкодоступное месторождение, поскольку оно находится на небольшой глубине и недалеко от берега. Как следствие, низкая себестоимость добычи. Разработка Южного Парса разделена на 28 участков (фаз). Оператором разработки является NIOC. Участниками разработки являются «Газпром», ENI и Total. Газ из Южного Парса по газопроводам отправляется в г. Эселуйе (северное побережье Персидского залива, 270 км к юго-востоку от г. Бушер). Южный Парс занимает площадь в 3700 км2, оно содержит 8 % мировых запасов газа и 50 % суммарных запасов газа Ирана. Запасы Южного Парса оцениваются в 14.2 трлн м3и 2.7 млрд т нефти (18 млрд баррелей). Освоение Северного месторождения идет очень интенсивно. С 2006 г. Катар удерживает мировое первенство по экспорту сжиженного природного газа. В целом объем мирового рынка СПГ в последние три года находится на уровне 240.0 млн т. Мировой объем мощностей по сжижению природного газа — на уровне 300 млн т. Катар обладает мощностями по производству СПГ в 77 млн т в год и является мировым лидером-экспортером СПГ, доля Катара в мировой торговле последние три года колеблется на уровне 32 %. Основными потребителями катарского газа являются страны АТР. Однако в последние годы отмечается опережающее развитие мощностей по производству СПГ в других странах региона, в первую очередь в Австралии, поэтому Катар постепенно начинает терять свои позиции на этом энергетическом рынке. Развитие производства и транспортировки СПГ началось в Катаре в 2005 г. с создания газотранспортной компании “Qatar Gas Transport Company” (QGTC), в Катаре — Nakilat. Сегодня (2017 г.) QGTC оперирует флотом из 61 судна СПГ (декабрь 2015 г.) суммарной стоимостью 11.5 млрд долл. США, 25 судов находятся в полной собственности QGTC, в том числе 14 судов Q-max (все построенные суда этого класса) и 11 — Q-flex. Кроме того, Nakilat владеет еще 3 судами Q-flex совместно с OSG (Overseas Shipping Group, USA). Четырнадцать судов Q-max построены в 2008-2010 гг., производители Samsung H. I. (10 ед.) и Daewoo S. M. E. (4 ед.). Грузовместимость колеблется от 261.7 (2 ед.) до 267.335 тыс. м3 (4 ед.), стоимость — от 221.8 до 290 млн долл. США. Головное судно “Mozah” вместимостью 267.335 тыс. м3 построено в октябре 2008 г. Четырнадцать судов Q-flex построены в 2007-2008 гг. (три совместной собственности) и 11 в 2009-2010 гг. Грузовместимость колеблется от 210.1 (4 ед.) до 217.3 тыс. м3 (1 ед.), стоимость — от 216 до 229 млн долл. США. Головное судно “Al Gattara” вместимостью 216.28 тыс. м3 построено в октябре 2007 г. Суда типоразмеров Q-max и Q-flex различной грузовместимости оптимизированы для прохождения в Суэцком канале, следовательно, транспортировка СПГ в страны Средиземноморья этим маршрутом технически возможна. Для сравнения рыночная стоимость одного газовоза класса “Conventional” грузовместимостью 155 тыс. м3 составляет около 195 млн долл. США, танкера-газовоза типоразмера “Atlanticmax” вместимостью 170 тыс. м3— около 205-210 млн долл. Цена аналогичного FSRU-судна (Floating Storage Regasification Unit — плавучая регазификационная установка) составляет 230 млн долл. [6], а судна ледового класса Arc7 (типоразмера “Yamalmax”) — около 315 млн долл. Развитие рынка фрахта СПГ- танкеров ведет к сокращению суточной фрахтовой ставки. Так, ставка для газовоза вместимостью 155 тыс. м3 была максимальной в 2012 г. и составляла в среднем 125 млн долл. в год, а в 2016 г. снизилась до 25 млн долл. [7, с. 51]. Катар значительно опережает Россию в создании систем транспортировки СПГ и при определенных условиях вполне может претендовать на получение доли европейского рынка СПГ за счет основных поставщиков природного газа в страны ЕС, в первую очередь России и Алжира. Но в сложившихся геополитических условиях нельзя исключать риски перекрытия Ормузского пролива Ираном, что не позволяет Катару гарантировать Европе безусловную морскую транспортировку СПГ — все-таки, пусть и небольшая, вероятность срыва поставок всегда будет существовать. Ормузский пролив (длина 195 км, минимальная ширина 54 км) имеет два транспортных канала шириной по 2.5 км с буферной зоной 5 км (рис. 2). Также весьма рискованным представляется маршрут через Аденский залив и Баб-эль-Мандебский пролив, проходящий между «горячими точками» Йемена и Сомали. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz