Север и рынок. 2017, N 2.

в 2019 г.) из месторождения Шах-Дениз (Азербайджан); по Транскаспийскому газопроводу из Туркменистана (2029 г.); по Трансадриатическому газопроводу из района Каспия (2029 г.). Также отмечаются существующие альтернативные поставки СПГ в Европу из Норвегии, Катара и Северной Африки (Ливии, Алжира и Нигерии). Следует отметить, что мощностей всех указанных газопроводов, а также поставок сжиженного газа недостаточно для обеспечения потребностей европейских стран, при этом стоимость голубого топлива будет расти, что неприемлемо для европейских потребителей. Последние политические события показали, что экспортный газопровод через Украину не совсем надежная магистраль для транзита топлива европейским странам. Напряженная политическая ситуация, высокая вероятность риска несанкционированного отбора природного газа Украиной, риск отбора буферного газа из ПХГ явились причиной поиска альтернативных маршрутов транспортировки природного газа в Европу, причем в этом, в первую очередь, заинтересованы сами европейские потребители. С проблемами украинского транзита Европа уже сталкивалась зимой 2014-2015 и 2015-2016 гг. Понимание того, что Украина как транзитер газа европейским потребителям может в определенных ситуациях (экономических и политических) оказаться в качестве ненадежного партнера, привело Еврокомиссию к решению об исключении 50 % мощностей газопровода OPAL из Третьего энергопакета [11]. Принимая данное решение, Еврокомиссия (ЕК) прекрасно понимала, что «Газпром» является единственной компанией, заинтересованной в транзите газа через OPAL, т. е. основной целью ЕК было увеличение транзита именно российского газа и именно северным путем. Решение ЕК от 28 октября 2016 г. позволило бы «Газпрому» увеличить прокачку газа по «Северному потоку» на 10.24 млрд м3 ежегодно. До принятия этого решения «Газпром» в связи с ограничением, наложенным в 2009 г., имел право только на половину мощностей. Увеличение транзита российского газа в интересах, в первую очередь, Германии. Именно она становится главным распределителем природного газа, поступавшего в страны Евросоюза. Несмотря на все антироссийские санкции, необходимо отметить конструктивную позицию Берлина в отношении проекта «Северный поток-2», который предполагается запустить уже в 2019 г. Именно поэтому он заранее грамотно был выведен из-под директив Третьего энергопакета ЕС. Газопровод OPAL является сухопутным продолжением проекта «Северный поток». Мощность газопровода OPAL составляет 36 млрд м3природного газа, что позволяет выйти на рынки Центральной и Восточной Европы в обход Украины. Газопровод объединяет российский «Северный поток» с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы и расположен в ФРГ, газ поступает в Германию до границы с Чехией. Принятое ЕК решение вызвало возмущение польской и украинской сторон, которые считают, что оно нарушает действующие в ЕС нормы в области конкуренции, нормы пропорциональности, а также положения Соглашения об ассоциации ЕС с Украиной. Польша подала иск в трибунал с протестом против решения ЕК, с требованием его приостановки. Польскую сторону в суде представляла нефтяная и газовая компания (PGNiG), 72 % акций которой находится в собственности государства. Решением суда 9 марта 2017 г. были приостановлены аукционы на использование 40 % мощности газопровода OPAL до 2018 г. [12]. В результате можно говорить не только о потерянных возможностях «Газпрома» по загрузке «Северного потока» на полную мощность, но и о потерях немецкой стороны, у которой заблокирована возможность реализации перспективной газовой стратегии. Ожидая дальнейший рост спроса на СПГ, особенно в Азии, а также на новых рынках стран Латинской Америки и Ближнего Востока, одним из направлений модернизации системы транспортировки природного газа может стать создание инфраструктуры внедрения и промышленной материализации инноваций, главным образом в экспортно ориентированных отраслях промышленности. В этих условиях для России наиболее перспективным направлением поставки природного газа становится АТР, а видами транспортировки — инновационные средства (суда) перевозки СПГ и/или компримированного газа. При этом процесс инновационной индустриализации арктических регионов России сырьевой направленности предполагает создание и развитие современных средств доставки [13]. При общей сырьевой направленности экономики России в пределах существующего горизонта планирования и развивающейся либерализации газового рынка в странах Евросоюза, именно модернизация системы транспортировки арктического природного газа носит фундаментальный стратегический характер [14, с. 94-102], поскольку импорт природного газа 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz