Север и рынок. 2017, N 2.
A. A. Shchegolkova PhD (Economics), Associate Professor, Senior Researcher, G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the RAS, Apatity, Russia L. E. Evgrafova PhD (Economics), Researcher Murmansk State Technical University, Murmansk, Russia UPGRADING THE SYSTEM OF ARCTIC NATURAL GAS TRANSPORTATION TO EUROPE IN THE STRATEGIC PROSPECT Abstract. The article reveals the influence of fluctuations in the economic and geopolitical situation at the global energy markets on the change in the network of routes for transportation of the Arctic natural gas in the western strategic direction against the background of the destabilizing impact of the instability of transit countries, the increase in shale gas production in the USA and the import of the latter to European countries from the point of view of optimizing supplies of natural gas from Russia to the EU. The problem of rational and economically justified transit of natural gas to consumers is the central task of the industry. Under these conditions, the issue of upgrading the natural gas transportation system through establishing the infrastructure for introduction and industrialization of innovations, is acute. A further increase in demand for LNG is expected, especially in Asia, as well as at the new markets in Latin America and the Middle East; natural gas becomes the only type of fossil fuel, the demand for which by 2035 will be substantially higher than today. In this connection, for Russia the most promising direction of natural gas supply is Asia- PacificRegion, and the transportationmodes are innovative vessels for transportation ofLNGand / or compressed gas. Keywords: the Arctic system for transporting natural gas to Europe, Russia's competitive position at the EU energy markets, energy security of the EU countries, the third energy package of the European Union in the field of gas and electricity supplies, state of the gas transportation systemof Ukraine, LNG production and supply to EU countries from the USA, transit ofnatural gas toEurope andAsia-Pacific countries, modernization ofnatural gas production and transportation. Оставаясь основным рынком сбыта российского природного газа, ЕС всё чаще пересматривают требования к усилению собственной энергетической безопасности. Высокий уровень зависимости стран ЕС от импорта углеводородного сырья явился причиной выдвижения энергетической безопасности в качестве приоритета развития собственной энергетики. Выделяются основные мероприятия в этом направлении: диверсификация источников энергии в процессе потребления; сокращение импорта энергоносителей из стран-монополистов; расширение круга поставщиков энергетических ресурсов. Отсутствие собственной топливно-энергетической базы, соответствующей высокому уровню энергопотребления, вынуждает страны ЕС наращивать объёмы импорта энергоресурсов. В страны ЕС в 2014 г. было поставлено 245 млрд м3 газа, 530 млн т нефти, 133 млн т угля. В будущем Европу ожидает увеличение энергопотребления, при этом доля природного газа будет возрастать. В декабре 2010 г. Евросоюзом принята директива «20-20-20», которая предполагает за 20 лет (с 1999 по 2020 гг.) снижение энергопотребления и сокращение выбросов парниковых газов на 20 %. Кроме того, в рамках этой стратегии планируется замещение традиционных источников энергии возобновляемыми также на 20 % [1]. Реализация стратегии «20-20-20» обойдется ЕС в 1 трлн евро до 2020 г. Принятая программа, несмотря на положительную реакцию со стороны экологов, вызывает в Европе обеспокоенность политических аналитиков. В случае реализации поставленных задач по снижению выбросов на 20 % возрастет доля потребления газа как наиболее чистого углеводородного сырья. Это потребует от Евросоюза активного поиска дополнительных источников поступления природного газа. Однако в долгосрочной перспективе, в случае реализации амбициозных целей Европейского парламента по минимизации энергозатрат и увеличению доли энергии из возобновляемых источников, возможно ослабление роли России как одного из основных экспортеров углеводородов в Европу. Ограничение энергоресурсов в странах Евросоюза не позволяет обеспечить необходимый рост энергопотребления. Предполагается, что из-за растущего энергопотребления, а также истощения месторождений нефти и газа к 2030 г. страны Евросоюза будут импортировать порядка 2/3 энергии и топлива. Собственная добыча углеводородного сырья позволяет обеспечить странам Евросоюза примерно 40 % потребности природного газа. Добыча природного газа осуществляется Великобританией, Нидерландами, Германией и Данией. Между тем, перспективы роста углеводородов в странах ЕС отсутствуют. Недостаток покрывается преимущественно поставками из 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz