Север и рынок. 2017, N 2.

предприятием строятся собственные суда: портовый ледокол, два ледокольных буксира и два портовых буксира. Портовый ледокол «Обь» строится в рамках контракта с ПАО «Выборгский судостроительный завод» по проекту, разработанному финской “Aker Arctic Technology Oy”. Судно имеет инновационную систему движения, включающую попарно расположенные на носу и в корме судна винто-рулевые колонки и ледовое усиление под класс Icebreaker7 РМРС. Со сдачей к сентябрю 2017 г. и концу мая 2018 г. в рамках контрактов с ООО «Краншип» строятся ледокольные буксиры класса Arc6 РМРС, первый из них проекта «Т40105», второй — проекта «Т3687» (по данным Портала госзакупок [13]). В 2016 г. в период летне-осенней навигации работа портового флота в пос. Сабетта была впервые обеспечена портовыми буксирами «Пур» и «Тамбей», построенными ранее и сданными судостроителем (также ООО «Краншип») в апреле и мае соответственно. Судам присвоен класс Arc4 РМРС. Отличительно, что у всех рассмотренных судов, помимо выполнения ими целевых функций (ледокольное и портовое обеспечение), имеются возможности по работе в предельно низких температурах, борьбы с пожарами на судах и портовых сооружениях, участия в спасательных операциях и операциях по ликвидации аварийных разливов нефти. В 2017 г. начнется отгрузка и первые поставки СПГ потребителям. Для проекта строится собственный танкерный флот из 15 судов ледового класса Arc7. Для «Ямал СПГ» разработан специальный танкер проекта YamalMax, строительство судов по которому ведет южно-корейская судоверфь Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. Метановозы проекта имеют длину 299 м, ширину 50 м, дедвейт 80 200 т, эксплуатационную скорость 19.5 узлов. Силовая установка мощностью 45 МВт, уникальный движительный комплекс и двойной корпус судна позволяют ему самостоятельно проходить льды до 2.1 м. Грузовместимость этого судна составляет 172 тыс. м3. При этом следует подчеркнуть, что согласно исследованиям [14, с. 34-40] рентабельным отечественный флот СПГ-танкеров может быть при их вместимости от 200 тыс. м3, и то без учета особенности арктической транспортировки. Головной танкер, построенный в октябре 2016 г., получил название “Christophe de Margerie” в честь трагически погибшего в 2014 г. главы французской Total и будет эксплуатироваться под флагом Кипра. В настоящее время судно проходит различные испытания, в том числе ледовые, и должно быть передано заказчику 24 марта 2017 г. [15]. Еще 14 судов будут построены для операторов MOL (3 танкера), Dynagas (5 танкеров) и Teekay (6 танкеров). За счет реализации одного только этого проекта число метановозов с ледовым усилением в мире удвоится. Таким образом, учитывая долгосрочное ориентирование экономики региона полуострова Ямал на добычу природного газа и современные тенденции на международном газовом рынке, региону необходимо развитие морской газотранспортной системы для транспортировки газа в виде СПГ [16 с. 58-63]. Модернизация данной системы в настоящее время выражается в создании нового порта Сабетта и соответствующей инфраструктуры, проведении дноуглубительных работ, строительстве специализированных танкерного, портового и ледокольного флотов. Модернизация морской газотранспортной системы региона позволит приступить к морской транспортировке СПГ в Арктике, что является стратегическим условием дальнейшего развития Ямала как ключевого газодобывающего региона страны, а в качестве итогового результата обеспечивает сохранение доли российского газа на растущем международном газовом рынке в долгосрочной перспективе. Литература 1. Прогноз развития энергетики мира и России 2016 / под ред. А. А. Макарова, Л. М. Григорьева, Т. А. Митровой. М.: Институт энергетических исследований РАН, 2016. 196 с. 2. Голованова А. Е., Шегай Я. В. Динамика добычи газа по регионам и группам стран // Проблемы экономики, финансов и управления производством. 2015. № 37. С. 106-111. 3. Андреев П. С. Преимущества и перспективы расширения экспорта сжиженного природного газа из России в страны АТР // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2015. № 2 (35). С. 47-55. 4. Кравченко М. П. Геополитика природного газа // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия «Общественные науки». 2015. № 2 (713). С. 69-77. 5. Цвигун И. В., Ершова Е. В. Мировой рынок сжиженного природного газа: современная конъюнктура и тенденции развития // Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т. 26, № 6. С. 868-881. 6. 2016 World LNG Report [Электронный ресурс] // IGU: official site. URL: http://www.igu.org/publications/2016-world-lng-report. 7. Агарков С. А., Евдокимов Г. П., Козьменко С. Ю. Экономические региональные особенности морской транспортировки сжиженного природного газа // Геополитика и безопасность. 2015. № 2 (30). С. 73-82. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz