Север и рынок. 2017, N 2.

метановозах. Первые четыре танкера, дополнительно оборудованные для эксплуатации при низких температурах с оговоркой winterization, которые могут работать при температуре до -18 °С и в волновых условиях Северной Атлантики, были построены в 2006 г. для вывоза СПГ с норвежского месторождения Снёвит. Первое судно с оговоркой winterization и ледовым усилением было построено в 2007 г. для греческой компании “Dynagas Ltd”. Ему присвоен класс 1А Регистра судоходства Ллойда, который аналогичен классу Arc4 Российского морского регистра судоходства. Строительство подобных судов продолжается. Новые танкеры с оговоркой winterization и ледовым классом Arc4 вводились в эксплуатацию в 2008, 2010, 2013-2015 гг., их общее число на текущий момент составляет 10 ед. Для проекта «Сахалин-2» в 2007-2008 гг. были построены 3 газовоза с оговоркой winterization и ледовым классом Ice2 РМРС вместимостью по 145 тыс. м3каждый. Еще 4 судна с оговоркой winterization и ледовым классом Ice2 РМРС вместимостью по 170 тыс. м3 каждый были построены ПАО «Совкомфлот» и используются в перевозках СПГ на условиях долгосрочного тайм-чартера. Газовоз “Ob River” в 2012 г. был зафрахтован ПАО «Газпром» для первого в истории прохода по Северному морскому пути [9, с. 450]. В настоящее время для проекта «Ямал СПГ» впервые ведется строительство газовозов ледового класса Arc7 РМРС, что будет более подробно рассмотрено в настоящей статье далее. Основные верфи-судостроители, в настоящее время обеспеченные портфелем заказов, располагаются в АТР. Это верфи южно-корейских (Samsung Heavy industries, Hyundai Heavy Industries, Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering) и японских (Kawasaki Heavy Industries, Imabari Shipbuilding, Japan Marine United Corporation, Mitsubishi Heavy Industries) компаний. На судостроительный рынок также выходят китайские компании. Целую серию (девять) судов-газовозов вместимостью 174 тыс. м3 строит государственная компания “Hudong-Zhonghua Shipbuilding”, а заказ на одно судно вместимостью 45 тыс. м3 получила частная “Xiamen Shipbuilding Industry” [6]. Рыночная стоимость одного стандартного газовоза вместимостью 155 тыс. м3 составляет ориентировочно 195 млн долл. США, вместимостью 173 тыс. м3— около 205-210 млн долл. США. Цена аналогичного FSRU-судна составляет 230 млн долл. США [10], а судна ледового класса Arc7 — около 315 млн долл. США. Развитие рынка фрахта СПГ-танкеров ведет к сокращению суточной фрахтовой ставки. Так, ставка для газовоза вместимостью 155 тыс. м3 была максимальной в 2012 г. и составляла в среднем за год 125 млн долл. США, а на начало 2016 г. она снизилась ориентировочно до 25 млн долл. США [8, с. 51]. Морская доставка СПГ является динамично развивающимся видом транспорта, что отражает высокую перспективность данного способа перевозки природного газа. Однако нельзя не отметить, что СПГ на самом деле фактически превращается в самостоятельный глобальный продукт, что подтверждается развитием спотовой торговли СПГ на так называемых газовых хабах (биржах) [11, с. 153-159]. Торговля СПГ с каждый днем все более ведется в рамках собственных правил ценообразования, отличающихся от системы формирования цен для газа, транспортируемого по трубопроводам. Для сохранения доли на международном рынке газа в долгосрочной перспективе и диверсификации направлений поставок газа России в обязательном порядке необходимо наращивать объемы производства и экспорта СПГ [12, с. 17-21]. В рамках данного стратегического направления развития отечественной газовой промышленности в арктической части ЯНАО реализуется проект «Ямал СПГ», предусматривающий производство 16.5 млн т СПГ ежегодно с поставкой морским путем на рынки стран АТР и Европы. Данный проект является масштабным по капиталовложениям, использует значительное число передовых технологий и обладает некоторыми специфическими чертами из-за суровых климатических условий. В рамках проекта строится многофункциональный порт Сабетта на принципах государственно­ частного партнерства. Федеральная собственность будет закреплена за оградительными ледозащитными сооружениями, операционной акваторией, подходными каналами, системами управления движением судов и навигационного обеспечения, зданиями морских служб. В собственности оператора проекта ОАО «Ямал СПГ» останутся причалы по перевалке СПГ, накатных и строительных грузов, причалы портового флота, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации. К настоящему времени завершен подготовительный этап строительства порта, чем обеспечена круглогодичная приемка строительных грузов и технологических модулей завода СПГ. Продолжается основной этап строительства, включающий возведение технологических причалов для отгрузки СПГ, ведутся дноуглубительные работы в акватории порта. Работа порта обеспечивается портовым флотом, включающим как буксиры с ледовым усилением, так и портовый ледокол. Оператором портового флота в рамках проекта по итогам проведенного конкурса является Федеральное государственное унитарное предприятие атомного флота (ФГУП «Атомфлот»). Для исполнения контрактных обязательств перед ОАО «Ямал СПГ» 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz