Север и рынок. 2017, N 2.
Прирост мирового потребления СПГ составляет в среднем 6 % ежегодно. Доля СПГ в общемировом потреблении газа составила по итогам 2015 г. 10 %, а в общем уровне международных поставок природного газа — 32.5 %. Всего в 2015 г. было поставлено 244.8 млн т СПГ. Согласно прогнозам, к 2040 г. спрос на СПГ вырастет почти в 2.3 раза — до 547 млн т в год, а его доля в потреблении вырастет до 15 % к 2035 г. [5, с. 869]. Более 70 % потребления СПГ в 2015 г. пришлось на страны АТР: 172.8 млн т СПГ потреблено Японией, Южной Кореей, Китаем, Индией, Тайванем, Таиландом и Сингапуром. При этом стоит отметить, что в 2015 г. уже 29.3 % от всего объема СПГ продано не по долгосрочным контрактам. Крупнейшим экспортером СПГ на мировом рынке является Катар (77.8 млн т; 31.8 %), причем он опережает ближайшего преследователя — Австралию (29.4 млн т; 12 %) — практически в три раза. Замыкает тройку лидеров Малайзия (25 млн т; 10.2 %). Россия находится на 8-м месте (10.9 млн т; 4.5 %) [6]. Детализация морских маршрутов доставки СПГ с ранжированием объемов поставок представлена на рисунке. Длина кратчайшего пути доставки СПГ в2015: Средняя длина путидоставки СПГ Длина наибольшего пути доставки СПГ в2015: 111 пт (из Алжира в Испанию) в 2015:7 670 пш 13 809 пт (изТринидада в Японию) Примечание: начальныеи конечные точен путидоставкина всегда свидегельсг вуют о местоположениипроекта Рис. Основные морские маршруты доставки СПГ по итогам 2015 г.1 Общая мощность заводов по сжижению газа составляет 301.5 млн т в год, мощность строящихся заводов — еще 141.5 млн т в год. К 2021 г. ожидается увеличение мощности заводов по сжижению на 46 %. Общая регазификационная мощность составляет 757 млн т в год, на этапе строительства находится еще 54.9 млн т в год. Для транспортировки СПГ необходимы танкеры-метановозы, флот которых на начало 2016 г. укомплектован 410 судами с общей вместимостью 60 млн м3. Портфель заказов судостроительных компаний включает еще 155 специализированных судов грузовместимостью 24.5 млн м3. Суда- газовозы для транспортировки СПГ являются достаточно дорогими, ввиду чего первоначально они строились только в рамках конкретных СПГ-проектов под заключаемые долгосрочные контракты. К таким судам предъявляются высокие требования к продолжительности периода их использования: уже на этапе проектирования закладывается срок службы на 40 и более лет. По состоянию на текущий момент в составе флота присутствуют суда, которые безопасно и эффективно эксплуатируются уже более 30 лет с заводскими корпусом и танками, но с отдельными обновленными механизмами и оборудованием. Одной из основных тенденций в настоящее время является формирование свободного фрахтового рынка для спотовой торговли СПГ, вследствие чего строительство танкеров начинает «отвязываться» от конкретных проектов. Еще одной ключевой тенденцией развития танкерного флота является планомерное увеличение вместимости судов. Данный процесс обусловлен техническим воплощением экономического эффекта масштаба — увеличение перевозимого СПГ одним судном за одну операцию позволяет достичь сокращения транспортных издержек. Так, «стандартом» вместимости метановозов в начале 1980-х гг. был 12016 World LNG Report // IGU: official site. URL : http://www.igu.org/publications/2016-world-lng-report. П еревод на русский язык подготовлен авторами. 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz