Север и рынок. 2017, N 2.

transport becomes an integral part of their development. Yamal is being developed with the implementation of projects related to the production and transportation of natural gas in liquefied form (LNG). The understanding of degree of dependence of the economy of the region on modernization of the sea gas transmission system is important for solving the problem of assessing the prospects for its further development. The study gives a brief description of the current state and the main development prospects for the international gas market, including its orientation to increasing share of LNG transportation. A detailed analysis of the fleet of methane carriers, their key quantitative and qualitative characteristics has been carried out. An assessment of the modernization of Yamal's sea gas transmission system has been executed, and the influence of such modernization on development of the region, has been analyzed. The modernization of the region's sea gas transmission system will allow to start LNG transportation in the Arctic that is a strategic condition for the further development of Yamal as the key gas producing region of the country, and as a final result provides preservation of the share ofRussian gas at the growing international gas market in the long term. Keywords: Yamal, fleet of gas carriers, LNG transportation, modernization of the gas transportation system, icebreaker assistance. Природный газ используется во многих отраслях хозяйства, однако свое основное применение он нашел преимущественно в области энергетики — при производстве тепловой и электрической энергии. Доля газа в выработке электроэнергии составила в 2015 г. 22 %. Общее мировое потребление природного газа находится на уровне 3.47 трлн м3. За последние 25 лет объемы потребления газа увеличивались в среднем на 2.2 % ежегодно, а на горизонте 2016-2040 гг. прогнозируется средний рост в 1.4 % каждый год. Ожидается, что потребление газа в электроэнергетике к 2040 г. вырастет на 55 %, общий объем потребленного газа составит не менее 5 трлн м3, а основным обеспечивающим рост регионом станет Азиатско-Тихоокеанский [1, с. 112-113]. Добычу природного газа в принципе ведет практически половина государств мира, большинство из которых и используют его только для покрытия собственных нужд. Однако наибольшая доля выработки газа приходится на США, Россию, Иран, Катар, Канаду, Норвегию, Саудовскую Аравию и Китай. Главными же потребителями газа являются страны Северной Америки, Европейского союза и АТР, а также Россия [2, с. 106-109]. Соответственно, только незначительная часть государств полностью покрывает собственные нужды, лишь некоторые производят излишки, многие же страны даже не могут обеспечить все свои нужды. Поэтому большинство государств участвует в функционировании международного рынка газа, неотъемлемой частью которого становится транспортировка газа на дальние расстояния ввиду территориального разрыва между экспортерами и импортерами этого ресурса. С учетом тенденции к росту потребления газа в перспективе объемы его международной торговли также будут увеличиваться. В то же время около 65 % газовых запасов оцениваются в качестве трудноизвлекаемых. Вкупе с отсутствием близлежащих местных рынков их сбыта, трубопроводный транспорт становится дорогостоящей формой транспортировки газа. В связи с этим при одновременном развитии технологий возник и стремительно развивается еще один способ транспортировки газа — в сжиженном виде (С1II ). СПГ (или LNG — аббревиатура от liquefied natural gas) — криогенная жидкость, получаемая путем охлаждения очищенного от примесей природного газа до температуры -163 °C. За счет проведения данной операции объем СПГ по отношению к газу сокращается ориентировочно в 600 раз. С учетом некоторых потерь 1 т СПГ представляет собой 2.41 м3 СПГ, или 1.38 тыс. м3 природного газа. Сжиженный на заводе по его производству газ грузится на специальные танкеры - метановозы, что позволяет транспортировать его по морю на любые дистанции. В конечном морском месте доставки он преобразуется обратно в газообразное состояние на регазификационных терминалах, откуда уже по трубопроводам доставляется конечным потребителям. Начальные капиталовложения в инфраструктуру морской транспортировки СПГ превышают такие вложения в инфраструктуру трубопроводного транспорта, но только до достижения определенного расстояния доставки газа от места производства по потребителя. В среднем доставка газа в виде СПГ оказывается рентабельнее доставки по газопроводу на расстояниях от 2 500 км [3, с. 49]. Совокупность текущих тенденций и перспектив развития международного газового рынка подтверждает, что мировая газовая модель нацелена на дальнейшее развитие поставок СПГ [4, с. 69­ 77]. СПГ сохраняет все положительные свойства природного газа, а также обладает рядом дополнительных экологических преимуществ, в том числе не поддается горению, не самовоспламеняется и не взрывается. Морская торговля СПГ обеспечивает снижение зависимости поставщиков и потребителей друг от друга, что создает возможности для экспортной диверсификации поставок газа и ведет к улучшению импортных условий поставок. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz