Север и рынок. 2017, N 2.
конкурентоспособности предприятия, и мы попытаемся это сделать при оценке конкурентоспособности региональных машиностроительных предприятий. Анализ теоретических и методологических аспектов формирования конкуренции и оценка текущего состояния судоремонтных предприятий Мурманской области позволяет сделать вывод, что на современном этапе обеспечения конкурентоспособного положения на региональном рынке необходимо эффективно использовать внутренние ресурсы предприятия, а также поиск новшеств и нововведений, которые возможно превратить в инновации. Таблица 1 Показатели, формирующие конкурентоспособность промышленного предприятия Блок Показатель Формула расчета Основной Доля рынка (Др) Объем продаж предприятия х 100% Общий объем рынка Операционный (производствен ный) Доходность производства (Дп) Выручка от реализации Себестоимость продукции Зарплатоотдача (З0) Выручка от реализации продукции Фонд оплаты труда Фондоотдача (Фо) Выручка от реализации продукции Средняя стоимость основных фондов за период Финансовый Коэффициент обслуживания долга(Кд) Чистая прибыль за период Выплаты по долговым обязательствам за период Инвестиционно инновационный Возраст основных средств, взвешенных по вкладу в производство (Вос) Вос= Т х V + Т 2 • V +....+ Тп • Vn, где Т — возраст объекта ОС; V — вклад объекта ОС в производство, % Коэффициент производительности (Кпр) оборудования Кпр= Пс1 / П1 • V1+ Пс2/ П2 • V2 . + + ПСп/ Пп • Vi, где П — производительность оборудования и технологических линий предприятия; Пс — производительность более современных аналогов; V — вклад оборудования и технологических линий в производство, % Производительность труда (Пт) Выручка от реализации продукции / Среднесписочная численность работников Качество продукции Технические характеристики, показатели соответствия стандартам, регламентам, нормативам Примечание. Источник — Голков А. С., Храпов В. Е. Повышение конкурентоспособности отечественного нефтегазового машиностроения. Мурманск, МАЭУ, 2012. Турбулентное изменение внешней среды требует от предприятия разработки стратегии своего развития, которая позволит минимизировать риски внешнего воздействия на предприятие с целью достижения и сохранения конкурентоспособности на рынке собственного положения. [6, 7]. Поэтому определение конкурентоспособности судоремонтного предприятия, представляющего машиностроительное предприятие с единичным и мелкосерийным производством, должно включать не только оказание услуг (изготовление продукта) на рынке по привлекательным рыночным ценам, но и способность судоремонтного предприятия своевременно адаптироваться к изменениям и воздействиям внешней среды для эффективного функционирования и сохранения доли на конкурентном рынке услуг. Поэтому конкурентоспособность судоремонтного предприятия — способность предприятия своевременно адаптироваться к изменениям внешней среды для производства востребованных на рынке судоремонтных услуг по рыночной цене и при рыночных сроках исполнения с достижением оптимальных количественных и качественных показателей эффективного использования факторов внутренней среды и ресурсов: управленческих, финансовых, производственных, кадровых и инновационных. В различные периоды развития многие факторы внутренней среды будут развиваться по- разному, и задача менеджмента предприятия в постоянном режиме повышать содержание 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz