Север и рынок. 2017, N 2.
Данная модель может допускать не только конкретные показатели, но и оценки опрошенных экспертов по ранжированию баллов показателей. Эта модель наиболее популярна у отечественных специалистов [4]. Другая модель учитывает следующие факторы предприятия: продукция, производственная деятельность, финансовое положение, маркетинговая деятельность, инновационная деятельность. Для построения многоугольника в данной модели необходимо использовать следующие показатели: • в отношении продукции — технические показатели соответствия товаров и услуг национальным и международным стандартам, отраслевым нормативам, законодательным актам; • в отношении производственного процесса — фондоотдача (Ф0), рентабельность активов (Ра), производительность труда (Пт); • в отношении финансов — коэффициент платежеспособности (Кп) и ликвидности (Кл); • в отношении маркетинга — рентабельность продаж (Рп), загрузка производственных мощностей (Зм), эффективность рекламы и свойств стимулирования сбыта (Эрсб); • в отношении инноваций — затраты на инновации (Зи), экономия от введения рационализаторских предложений (Эр) [4]. Для каждого конкретного предприятия рассчитываются показатели конкурентоспособности по указанным направлениям и на основании данных по точкам строится многоугольник конкурентоспособности (рис. 2.). Производство Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности (вариант М. Портера) Частные показатели по направлениям можно использовать для расчета интегрального показателя конкурентоспособности, который будет представлять собой совокупность частных показателей. Интегральный показатель можно сравнивать со средними показателями по отрасли, различных предприятий, а также использовать его в динамике для определения тренда. Заслуживает внимания оценка показателей, формирующих конкурентоспособность промышленного предприятия, предложенные А. С Голковым (табл. 1.), которые помогают сформировать определяющие конкурентоспособность показатели, состоящие из блоков: основной, операционный, финансовый и инвестиционно-инновационный, которые рассчитываются по статистическим показателям работы предприятия [5]. Данные показатели позволяют оценить факторы внутренней среды промышленного предприятия и сравнить их с подобными показателями конкурентов. Сравнительный результат позволяет определить направления инновационного развития по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции относительно конкурентов [5]. Но данный метод имеет существенный недостаток, так как для определения сравнительных показателей конкурентоспособности необходимо получить точные данные технико-экономических результатов деятельности каждого предприятия, а в условиях рыночной экономики этого сделать практически невозможно, поэтому использование этого метода затруднено или невозможно. Необходимо предложить более простой способ оценки 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz