Север и рынок. 2017, N 2.

конкурентоспособность должна учитывать динамичность конкуренции, выходить за пределы анализа издержек и основываться на инновациях, стремлении к созданию уникальных по качеству товаров и услуг, а также благоприятной к инвестициям и инновациям деловой среде, складывающейся вокруг отраслей экономики и отдельных предприятий [3]. Важнейшим выводом концепции М. Портера является необходимость принятия мер по обеспечению конкурентоспособности как на уровне предприятий, так и на уровнях экономики отрасли, региона и страны в целом. Государство может стимулировать конкуренцию за счет собственной государственной политики, уменьшения административных барьеров в экономической деятельности, формирования благоприятного инвестиционного климата, а предприниматель должен рассчитывать на себя. Проблематика конкурентоспособности промышленности обсуждалось еще в советское время, но в связи с плановым ведением хозяйства конкуренции между предприятиями не было, так же как и между отраслями, поэтому конкурентоспособность сводилась к конкурентоспособности на уровне продукции. Начиная с 1990-х гг. в российской экономической литературе появляется множество научных работ, посвященных исследованию проблемы конкурентоспособности. Причем одни работы касались исследования конкурентоспособности предприятий в условиях рыночной экономики (И. Б. Гурков, Ю. В. Мишин, Л. П. Кураков, А. Н. Захаров, Г. Л. Азоев, З. А. Васильева, Р. А. Фатхутдинов, А. Ю. Юданов и др.), в других исследованиях анализировалось развитие отраслей (М. В. Емельянов, С. П. Спиридонов), организация конкурентных товаров (Ш. Ш. Магомедов) или некоторые аспекты категории «конкурентоспособность региона» (Р. Р. Ахунов, И. В. Пилипенко и др.). В последнее время переведены и изданы некоторые работы зарубежных авторов, посвященные вопросам конкуренции между предприятиями (М. Бест, И. Киршнер, Д. Прескотт, С. Миллер, Г. Хамел, К. К. Прахалад). В теории экономической науки существуют различные концепции моделей объединения факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. Одной из самых известных является восьмифакторная модель конкурентоспособности предприятий, разработанная французскими экономистами А. Оливье, А. Дайаном и Р. Урсе. Согласно этой модели, к факторам, на основе которых формируется конкурентоспособность, относятся: концепция товара и услуги, на которую ориентировано предприятие; качество продукции предприятия; цена, по которой реализуется продукция; финансовое положение предприятия; стратегия торговли (методы и способы реализации продукции); предпродажная подготовка продукции предприятия; послепродажное обслуживание покупателей; отношения предприятия с внешними силами — органами государственной власти, СМИ, общественным мнением. Используя фактические результаты деятельности предприятия по данным факторам, можно построить многоугольник конкурентоспособности по каждой бизнес-структуре и сравнить их между собой (рис. 1.). Финансы Послепродажное обслуживание Рис. 1. Многоугольник конкурентоспособности (вариант А. Оливье, А. Дайана и Р. Урсе) 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz