Север и рынок. 2017, N 2.
Особенно большие изменения произошли в нефтегазовых провинциях: в Ямало-Ненецком АО — в 1.5 раза, в Ханты-Мансийском АО — в 3 раза, а в Ненецком АО — на порядок. Как уже упоминалось, это свидетельствует об активной политике ресурсных корпораций по приближению обрабатывающих центров к добычным узлам, что позволяет ускорять технико-технологическую адаптацию производств к меняющимся условиям [13]. Можно отметить также некоторое снижение удельного веса затрат по виду «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», при этом «северные» и даже «арктические» показатели значительно отстают от среднероссийских. В экстремальных природно-климатических условиях с низкими температурами и длительным отопительным периодом это опять же говорит о проводимой политике энергосбережения. В заключение рассмотрим северные регионы РФ еще в одном аспекте — с точки зрения изменения промышленного производства с элиминированием влияния ценового фактора. Для этого в табл. 6 приведены так называемые индексы физического объема. Как видим, здесь санкционное давление в целом по РФ проявилось более отчетливо — в 2015 г. в промышленном секторе страны произошел отчетливый спад более чем на 3 %. Это, конечно, не стратегический сдвиг, но достаточно неприятное явление. Судя по предварительным данным, снижение в 1.5-2 % ожидается и по результатам 2016 г. Таблица 6 Индексы промышленного производства (физического объема) 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2011 г. 2013 г. к 2011 г. 2015 г. к 2013 г. млнруб. % Российская Федерация, млрдруб. 105.0 103.4 100.4 101.7 96.6 100.5 103.0 98.2 АЗРФ Мурманская область 99.5 102.7 99.8 99.8 106.8 109.2 102.5 106.6 НенецкийАО 83.9 89.3 96.5 105.9 106.2 96.3 86.2 111.7 ЧукотскийАО 87.1 93.5 116.6 138.5 101.9 153.8 109.0 141.1 Ямало-НенецкийАО 102.2 99.5 106.2 100.0 104.5 110.4 105.7 104.5 Стемпами выше РФ - - 2 2 4 3 2 4 Север РеспубликаКарелия 101.6 102.0 94.5 101.7 99.7 97.7 96.4 101.4 РеспубликаКоми 104.4 102.1 102.4 100.5 101.6 106.8 104.6 102.1 Республика Саха 116.1 109.0 106.2 104.9 103.8 126.0 115.7 108.9 Архангельская область 88.8 95.1 102.4 89.6 103.8 90.6 97.4 93.0 Камчатский край 105.6 105.2 97.1 104.4 103.4 110.2 102.1 107.9 Магаданская область 108.3 110.0 103.0 109.0 107.5 132.7 113.3 117.1 Сахалинская область 103.3 94.7 99.5 106.1 112.6 112.6 94.3 119.5 Ханты-МансийскийАО 98.7 98.6 98.4 98.7 97.5 93.5 97.1 96.2 Стемпами выше РФ 3 3 4 5 8 5 3 6 Всего с темпамивыше РФ 3 3 6 7 12 8 5 10 Однако северные регионы с их ресурсно-сырьевым потенциалом продемонстрировали высокую степень устойчивости промышленного сектора. Так, в 2015 г. только два субъекта РФ (Республика Карелия и Ханты-Мансийский АО) показали снижение индексов и то в масштабах, меньших, чем Российская Федерация в целом. То есть все 12 регионов показали темпы выше средних по стране. Впрочем, как и во время последнего мирового финансового кризиса 2007-2008 гг. В статье не ставилась задача делать прогнозы дальнейшего развития событий. Очевидно, что украинский кризис не закончится в ближайшие месяцы. «Война санкций» будет сдерживать приток инвестиций и возможности заимствования техники и технологий российскими корпорациями, однако только в краткосрочном периоде, потому что это невыгодно всем. Конечно, самую жесткую позицию занимали и будут занимать Соединенные Штаты Америки, для которых очаг напряженности в Европе крайне выгоден. Однако падение цен на энергоносители наносит существенный ущерб их сланцевой отрасли, при снижении цен ниже 50 долл. за баррель окажутся нерентабельными более половины действующих скважин и практически прекратится строительство новых. О том, что эксперты видят необходимость преодоления разногласий в вопросах безопасности, показывает протокол совместного заседания Российского совета по международным делам и Атлантического совета в марте текущего года [14]. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz