Север и рынок. 2017, N 2.

по которому при поддержке России удалось добиться почти полного прекращения боевых действий на Донбассе. Этот факт окончательно подтвердил, что санкции были введены не ради Украины, а исключительные против России в надежде вызвать серьезные экономические потрясения и обострить протестные политические процессы вплоть до смены власти на более приемлемую для США. Характерно, что Штаты и здесь остались верны своей «политике»: в 2014 г. импорт в Россию из США вырос на 23 %, а из Евросоюза упал на 8 % [4]. В июне 2015 г. президент России В. Путин оценил в 100 млрд евро потери европейских компаний от антироссийских санкций [5]. По состоянию на конец 2016 г. в странах Евросоюза около 400 тыс. европейцев потеряли работу, при этом сильнее всего пострадали Германия, Франция и Польша [6]. Поскольку целью статьи является исследование влияния санкций на промышленное производство северных и арктических регионов, здесь мы рассмотрим частично только те из них, которые относятся к сырьевым отраслям и компаниям. Первые ограничения на поставку оборудования, в том числе для работы на шельфе, власти США ввели в июле 2014 г. против «Роснефти» и «Новатэка», а также против Объединенной судостроительной корпорации. Санкции против «Внешэкономбанка» и «Газпромбанка» запрещали им получать американские кредиты более чем на 90 дней. В последующем, в том числе в 2015 г., аналогичные меры были приняты по отношению к «Сургутнефтегазу», «Транснефти», «Газпромнефти», а также «Сбербанку», «ВТБ», «Россельхозбанку» и другим ведущим финансовым организациям [4]. В ограниченном режиме предпринимались меры также против отдельных металлургических корпораций («Норильский никель», «Северсталь» и др.), концернов, входящих в госкорпорацию «Ростек». Таким образом, можно констатировать, что санкционное давление было оказано на большинство ведущих ресурсных компаний Севера и Арктики. Для проведения анализа тенденций в северных регионах Российской Федерации ниже будет предпринята попытка сравнить некоторые показатели в санкционный период (2014-2015 гг.) с аналогичным предшествующим периодом (2012-2013 гг.). Сначала рассмотрим структуру промышленного производства в 2011 г. Как видно из табл. 1, она значительно отличалась по отдельным северным регионам. В целом это явно выраженная ресурсно-сырьевая провинция (удельный вес добычи полезных ископаемых 80 %), но имеются и субъекты РФ с достаточно высоким индустриальным потенциалом: в Мурманской и Архангельской областях, республиках Карелия и Коми обрабатывающие производства превышают 30 %, а в Камчатском крае достигают почти 65 %. Характерно, что в этих же регионах достаточно высока и выработка энергетических ресурсов, в ряде случаев она даже превышает среднероссийские показатели. Таблица 1 Структура промышленных производств в северных регионах России в 2011 г. (6 %) [7] Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Российская Федерация 22.9 65.1 12.0 АЗРФ Мурманская область 37.9 39.9 22.2 Ненецкий АО 98.4 0.3 1.1 Чукотский АО 85.8 1.7 12.5 Ямало-Ненецкий АО 83.4 12.1 4.5 Итого АЗРФ 77.6 15.0 7.4 Север Республика Карелия 41.1 44.6 14.3 Республика Коми 54.4 36.0 9.6 Республика Саха 80.1 7.9 12.0 Архангельская область 56.7 33.2 10.1 Камчатский край 10.5 64.6 24.9 Магаданская область 75.4 7.1 7.5 Сахалинская область 92.5 4.5 3.0 Ханты-Мансийский АО 89.2 4.2 6.6 Итого Север 81.0 11.2 7.8 Всего Север 80.3 12.0 7.7 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz