Север и рынок. 2017, N 2.

На фоне России в целом население старше трудоспособного возраста в большинстве северных регионов растет примерно такими же темпами, кроме семи регионов, отмеченных в табл. 1 курсивом. В этих регионах (не считая Камчатский край и Чукотский АО) высокий уровень жизни, который осуществляется за счет высокодоходных ресурсодобывающих отраслей. Не исключено, что люди старше трудоспособного возраста продолжают работать или же, выходя на пенсию, остаются проживать на своих местах, не имея возможности выехать в другой регион. За период 2003-2014 гг. численность граждан пенсионного возраста выросла на 4.6 млн чел., из них северян — на 1.2 млн. Динамика роста численности в сравнении с предыдущим годом наблюдается в регионах практически в течение всего рассматриваемого периода. Лишь в 2013 г. снижение темпов по численности пенсионеров продемонстрировали 8 регионов: Республики Карелия, Коми и Тыва, Мурманская, Томская, Амурская области, Пермский и Забайкальский края. Если не учитывать другие возможные причины, то в этот год всплеск потока отъезжающих северян из указанных регионов коснулся более 40 тыс. чел. В структурном разрезе (табл. 2) доля пенсионеров в общей численности северян достигла к 2015 г. наивысших значений и колебалась в разрезе регионов в диапазоне от 9.3 % (в Ямало­ Ненецком АО) до 25.4 % (в Республике Карелия). И все же регионы с высокой долей данной категории граждан преобладают. В состав же с низким уровнем пенсионеров в общей численности входят только регионы с крайне неблагоприятными природно-климатическими условиями проживания, слаборазвитой инфраструктурой и регионы, где практикуется вахтовый метод работы. Таблица 2 Население старше трудоспособного возраста в структуре общей численности, % на конец года Регион 2003 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Сред. Российская Федерация 20.3 20.5 22.3 22.6 23.1 23.5 24.0 22.3 РеспубликаКарелия 19.0 19.8 22.9 23.5 24.1 24.7 25.4 22.8 РеспубликаКоми 14.1 14.8 17.7 18.4 19.1 19.7 20.4 17.7 Архангельская область 18.4 19.0 21.9 22.5 23.2 23.8 24.5 21.9 В т. ч. НенецкийАО 11.5 11.9 14.4 14.9 15.4 15.8 16.4 14.3 Мурманская область 13.8 15.2 18.5 19.0 19.5 20.1 20.7 18.1 Пермский край 19.1 19.5 21.7 22.2 22.6 23.0 23.5 21.7 Тюменская область 10.6 11.1 13.5 13.9 14.3 14.9 15.5 13.4 Ханты-МансийскийАО—Югра 7.0 7.8 10.7 11.1 11.7 12.4 13.1 10.5 Ямало-НенецкийАО 4.8 5.5 7.9 8.1 8.3 8.7 9.3 7.5 Республика Алтай 13.7 13.5 14.9 15.4 15.8 16.3 16.8 15.2 Республика Бурятия 14.9 15.0 16.8 17.3 17.7 18.2 18.7 16.9 Республика Тыва 9.1 9.2 9.8 9.9 10.1 10.3 10.6 9.9 Забайкальский край 15.1 15.3 19.7 20.3 20.9 21.4 21.9 19.2 Красноярский край 17.1 17.5 19.8 20.3 20.7 21.1 21.6 19.7 Иркутская область 16.9 17.4 19.6 20.1 20.6 21.1 21.6 19.6 Томская область 17.0 17.7 19.7 20.1 20.5 21.0 21.5 19.6 Республика Саха (Якутия) 10.0 10.4 12.8 13.4 13.9 14.5 15.1 12.9 Камчатский край 12.7 14.0 17.4 17.9 18.3 18.7 19.3 16.9 Приморский край 18.1 18.8 21.6 22.0 22.5 23.0 23.5 21.4 Хабаровский край 17.0 17.9 20.8 21.1 21.5 21.8 22.1 20.3 Амурская область 16.2 16.8 19.5 20.2 20.6 21.2 21.7 19.5 Магаданская область 11.5 12.6 16.9 17.6 18.3 19.0 19.7 16.5 Сахалинская область 15.1 16.0 19.7 20.3 20.9 21.5 22.2 19.4 ЧукотскийАО 6.8 7.2 10.4 10.8 11.3 11.9 12.5 10.1 Примечание. Источник — Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели (2004- 2015 гг.)». Программы по переселению северян слабо реализуются еще по одной причине — значительное различие между стоимостью жилья и размерами выделяемых жилищных субсидий. Есть случаи, когда при подходе очереди граждане отказываются от получения сертификата в ожидании роста рыночной цены жилья. В таблице 3 представлена средняя рыночная стоимость 1 м2 общей площади жилья в течение последних пяти лет. Эти показатели применяются органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов для расчета размеров жилищных субсидий. Рассчитано автором на основе источника: ГЖС-новости (http://www.juryst.ru/gjs_news.html) . 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz