Север и рынок. 2017, N 2.
по отдельной программе, чтобы продвижение очереди инвалидов, пенсионеров и других категорий граждан не тормозилось. Однако по-прежнему объемы федеральных средств, выделяемых на жилищные субсидии, не позволяли сократить число очередников, что вызывало тревогу как у региональных властей, так и у потенциальных переселенцев. Со слов члена комитета Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока в 2006 г. И. Чернышенко, «реально денежных средств выделяется в 10-15 раз меньше необходимого. Самым «щедрым» за все годы был 1999 г., когда на переселение северян из госбюджета было направлено 1200 млн руб. В 2002 г. на переселение было заложено уже 764 млн, в 2006 г. — 812 млн руб.» [5]. О масштабах количества очередников можно судить по следующим данным. • В Мурманской области в списке граждан, имеющих право на субсидии на переселение, в 2014 г. состояло 29.6 тыс. семей, из них: граждан, имеющих инвалидность — 5.0 %; пенсионеров — 86.2 %; граждан со статусом безработных — 0.03 %; работающих семей, члены которых не являются пенсионерами — 0.08 %. По данным Министерства строительства и территориального развития области список уменьшился, но незначительно: по сравнению с 2012 г. — на 3.3 % (на 1026 семей), по сравнению с 2013 г. — на 1.8 % (на 557 семей) [6]. • В Ненецком АО на ассигнования, выделенные округу на реализацию программы по переселению, смогли обеспечить сертификатами в 2015 г. лишь 40 семей (при очереди в 2324 семьи) [7]; • В Ханты-Мансийском АО (ХМАО) объемы федеральных денежных средств вовсе не позволили сократить число очередников. По данным министра труда и социального развития ХМАО, за 2004-2010 гг. было выдано 1197 жилищных сертификатов, тогда как число очередников приближалось на тот период к 13000 [4]. На примерах только этих регионов, очевидно, что программы по переселению северян реализуются в недостаточных объемах. Если учесть, что из всех категорий участников программы основную долю составляют граждане пенсионного возраста, а численность их ежегодно растет (табл. 1), то при сохранении и в дальнейшем подобной ситуации с бюджетным финансированием очередь перестанет уменьшаться, хоть и медленными темпами, как до настоящего времени, а начнет расти. Таблица 1 Динамика темпов роста (или снижения) численности населения пенсионного возраста, % к предыдущему году Регион 2005 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Сред. Российская Федерация 100.0 100.9 102.1 101.3 102.2 102.4 102.3 101.3 РеспубликаКарелия 101.1 101.7 102.9 102.0 102.1 96.3 102.4 101.5 РеспубликаКоми 101.4 101.4 103.4 103.0 102.9 97.5 102.5 101.9 Архангельская область 100.3 101.4 102.7 101.9 102.5 100.2 101.9 101.5 В том числеНенецкийАО 104.2 103.1 105.1 103.5 103.4 102.6 103.8 103.5 Мурманская область 103.0 101.9 102.6 101.7 101.9 97.8 102.2 102.3 Пермский край 100.2 101.2 101.9 101.9 101.5 99.2 102.1 101.1 Тюменская область 103.4 103.8 105.6 103.7 103.8 103.4 105.7 104.2 Ханты-МансийскийАО — Югра 107.3 106.3 108.2 104.8 106.7 105.8 107.3 107.0 Ямало-НенецкийАО 107.0 107.9 107.5 102.7 102.8 100.8 109.3 107.0 Республика Алтай 99.3 101.4 104.5 104.4 103.6 101.2 104.1 102.2 Республика Бурятия 100.0 101.4 102.4 103.1 102.5 103.8 102.6 101.9 Республика Тыва 100.0 101.4 103.1 101.7 103.0 99.1 103.2 101.5 Забайкальский край 100.6 101.0 117.3 102.6 102.7 99.4 101.9 102.7 Красноярский край 100.1 101.5 102.3 102.3 102.0 100.9 101.8 101.5 Иркутская область 100.5 101.5 102.5 102.6 102.6 100.1 102.7 101.7 Томская область 101.4 100.9 102.4 101.9 101.9 99.4 102.2 101.4 Республика Саха (Якутия) 101.6 103.2 104.3 105.0 104.2 104.9 105.0 103.9 Камчатский край 104.9 104.4 103.7 102.8 102.1 103.2 103.0 103.9 Приморский край 101.2 101.7 102.3 101.4 102.0 100.7 102.1 101.6 Хабаровский край 102.0 102.0 102.9 101.3 101.8 97.3 101.3 101.6 Амурская область 100.7 102.1 102.6 102.9 101.6 99.1 101.4 101.6 Магаданская область 101.3 103.1 103.8 102.3 102.7 100.6 103.0 102.9 Сахалинская область 101.9 102.8 103.1 102.2 102.4 100.1 102.8 102.4 ЧукотскийАО 102.0 107.2 107.2 103.8 102.5 109.6 105.0 104.7 Примечание. Источник — Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели (2006- 2015 гг.)». 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz