Север и рынок. 2017, N 2.
северных территорий, особенности формирования в них рыночных отношений, а также разрушением системы государственной поддержки экономического и социального развития северных регионов. Для выхода из кризиса было предложено две концепции: первая — Совета Федерации Федерального собрания РФ, вторая — правительства РФ. Первая была основана на продолжении ранее проводимой политики. Она обращала внимание «на недопустимость сокращения государственной поддержки экономики и жизнеобеспечения северных районов России и необходимость учитывать в проводимой экономической политике специфику северных территорий и особенности их перехода к рыночным отношениям» [1]. Такая позиция требовала огромных расходов. Вторая концепция была основана на пересмотре и существенном изменении системы поддержки регионов Крайнего Севера. Была выбрана вторая концепция. В развитие ее принято постановление правительства от 07.03.2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера». В ней отмечалось, что «сложившаяся система государственной поддержки вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями, недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно-командной модели, в том числе архаичный характер предоставления северных гарантий и компенсаций и чрезмерно расширенный круг их получателей» и в этой связи необходимо «сформировать целостную систему компенсаций и гарантий, адекватную рыночным требованиям» [2]. Выполнение программы переселения северян в благоприятные по климатическим условиям регионы регламентируются перечнем законов начиная с 1995 г.: • от 10.07.1995 № 700 (ред. от 09.09.1996, с изменениями от 24.08.2002) «О федеральной целевой Программе "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"»; • от 25.07.1998 № 131-Ф3 (с изменениями от 30.12.2001) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; • от 25.10.2002 № 125-ФЗ (ред. от 17.07.2011) с одноименным названием предшествующего закона, к тому моменту утратившего силу; • от 17.07.2011 № 211-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; • от 17.07.2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”»; • 02.07.2013 № 145-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Преамбулой, послужившей поводом к изданию соответствующих законов, явилось «...установление права на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений и условий их предоставления гражданам Российской Федерации». Изменениями законодательства в 2011 г. установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждане, выехавшие из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющие общий стаж работы не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели жилье при наличии стажа работы в указанных районах не менее 10 календарных лет и состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Очередность в получении жилищных субсидий устанавливается: • в первую очередь — гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами данных районов и местностей (в случае если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); • во вторую очередь — пенсионерам; 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz