Север и рынок. 2017, N 2.

ресурсов и, безусловно, влияет на социальную стабильность в стране посредством обеспечения требуемого уровня жизни населения. Проблема жилья в России остается одной из самых приоритетных потребностей населения. При современном уровне цен покупка собственной квартиры кажется чем-то заведомо невозможной, особенно для незащищенных слоев населения. В этой ситуации на помощь может прийти государственная поддержка вкупе с системой жилищного кредитования. В последнее время значимость жилищного кредитования в нашей стране как одного из составляющих инвестиционного процесса в развитии жилищной сферы достаточно высока. Доля таких кредитов превышает 1/3 от общих объемов кредитования. Наличие собственного жилья вносит в жизнь людей элемент благополучия и стабильности. Гражданам высокого достатка не составляет труда приобрести жилье на любой вкус и уровень комфортности с использованием любой из существующих форм кредитования или не обращаться к этой услуге вовсе. Как правило, им под силу оплатить за новое жилье всю сумму сразу, не обременяя себя дополнительными расходами, сопровождающимися при оформлении кредита. Однако существует целый пласт населения, нуждающегося в жилье, который в силу своих финансовых трудностей не может себе его позволить. К ним относятся молодые и многодетные семьи, военнослужащие, ветераны войн, инвалиды, пенсионеры, некоторые категории жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и др. Таким категориям граждан предоставляется возможность воспользоваться федеральными или региональными программами субсидирования, как правило, в качестве первоначального взноса, а на размер недостающей суммы взять кредит или ипотеку, т. е. используется смешанная форма жилищного финансирования. Смешанный тип финансирования для граждан предполагает сочетание программ субсидирования и кредитования. Поскольку упомянутых категорий граждан в нашей стране довольно много, то их финансовые средства как инвестиции, направляемые в жилищное строительство, имеют немаловажное значение. Государственная поддержка выражается в создании условий обеспечения граждан России доступным и качественным жильем на коммерческой основе, в первую очередь с позиции защиты интересов его приобретателей. Она является в основном лишь стартовой площадкой в приобретении жилья. В качестве первого взноса в зависимости от разновидности господдержки им может быть материнский капитал, военный ипотечный сертификат, жилищный сертификат и др. Восполнение недостающей суммы в приобретении жилья путем оплаты наличными денежными средствами и (или) использования банковской системы кредитования — есть инвестиции в жилищном строительстве. В данной статье объектом изучения является процесс реализации программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Поскольку этот пласт населения разнообразен по видам категорий, то автор решил осветить данную тему относительно тех категорий граждан, которые проживают на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях. Для населения северных регионов страны поддержка со стороны государства особенно важна. Ведь советское государство всегда признавало необходимость освоения и развития этих территорий. Оно привлекало на Крайний Север как можно больше людей, применяя с помощью правовых нормативных актов систему льгот и компенсаций. Эти меры позволяли активно осваивать северные территории, появлялись крупные города с развитой инфраструктурой, приспособленной для комфортного постоянного проживания. Сложный период для северян начал складываться с начала 1990-х гг. В эти годы возникла необходимость не столько привлечения на работу, сколько сохранение достигнутой численности работающего населения, которая начала стремительно сокращаться. В этих целях был принят закон РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», определявший особый статус северных регионов и связанный с ним перечень гарантий и компенсаций для граждан, выбравших местом жительства эти регионы. Однако освоение районов Крайнего Севера требовало огромных средств. Концепция СССР в данной сфере была рассчитана на долговременные вложения, которые Российская Федерация, с учетом сложной финансово-экономической обстановки в стране и нестабильности, связанной с переходом на рыночные отношения, не могла себе позволить. Северные районы оказались в ситуации, когда большинство из них поставлено на грань выживания. Во многом это объяснялось тем, что проводимая в России экономическая политика не учитывала специфику 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz