Север и рынок. 2017, N 2.

включая железнодорожное сообщение, автомобильные дороги и воздушные авиалинии, а также коммуникации электро- и водоснабжения, водоотведения. В зависимости от природных условий в некоторых местах транспортные проблемы можно решить за счет создания сравнительно недорогих, но привлекательных для отдыхающих видов транспорта, например канатной дороги [3]. Каждый новый объект рекреационной инфраструктуры создает сеть дополнительных объектов, решает задачи социального развития и трудоустройства жителей региона, привлекает дополнительные средства в бюджет. Для оценки туристско-рекреационного потенциала предлагают учитывать следующие его компоненты: технологическую, оценивающую пригодность ресурсов; физиологическую, определяемую как степень комфорта; эстетическую — внешнюю привлекательность; самодостаточность региона обеспечить поток рекреантов; комплексно - территориальную и емкостную в единицу времени [4]. Каждая компонента оценивается на основе группы показателей и имеет количественное измерение, позволяющее сравнить отдельные муниципальные образования по стоимостным и иным характеристикам, а также отследить динамику развития и использования отдельных рекреационных ресурсов и элементов инфраструктуры. Комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала позволяет найти новые возможности для каждой территории региона и эффективно реализовывать территориальное управление [5]. Наряду с выявлением новых возможностей для туризма и рекреации и планирования создания и модернизации объектов инфраструктуры, необходимо оценивать не только выгоды, но и возможные риски от новых видов деятельности. С рисками связаны прямые угрозы жизни населению и отдыхающим, что показывают участившиеся случаи террористических актов в Европе во время проведения праздничных мероприятий в местах скопления людей, а также в России. К менее опасным для людей, но существенным для развития отрасли относятся следующие риски: дефицит туристских кадров; отсутствие лидеров-руководителей в туристической отрасли; инвестиционные проблемы, особенно с частным инвестированием; нехватка средств размещения для туристов; экологические проблемы; транспортные проблемы; проблемы увеличивающейся миграции; проблемы коррупции и теневой экономики; медицинское обслуживание туристов и рекреантов, качество обслуживания [6]. Создаваемое общественное мнение в связи с данными проблемами и высокий уровень цен, не соответствующий качеству услуг, могут значительно снизить поток отдыхающих в регионе. При решении общей стратегической задачи комплексного социально-экономического развития органам местной власти необходимо придерживаться следующей тактики: во-первых, осуществлять поиск коммерческих объектов, которые можно использовать в рекреационных целях в существующих или планируемых центрах активности будущих рекреантов; во-вторых, создавать новые удобные торговые объекты для обеспечения потребностей местного населения в новых жилых районах и внутри или в непосредственной близости от существующих торговых центров; в-третьих, организовывать мелкую розничную торговлю по обеспечению потребностей местных жителей и работников в удобных местах; в-четвертых, создавать объекты развлечений, не требующие специальных разрешений и внесения в план объектов площадью более 1000 м2. Рекреационная инфраструктура должна поддерживать развитие нескольких отраслей рекреационной сферы: санаторно-курортную отрасль с гостиницами, санаториями, лечебными и спортивными учреждениями и туристическую, способствующую познавательной активности граждан, их подвижному образу жизни, склонности к самостоятельной организации досуга. Туристическая отрасль нуждается в организации объектов отдыха на свежем воздухе, в том числе в оборудованных кемпингах, тропах для прогулок, парках, зеленых зонах. Туризм необходимо стимулировать как со стороны рекреантов — туристов, так и со стороны «принимающих» жителей, пропагандировать гостеприимство, культуру поведения, санитарно-гигиенические нормы, общественную и личную безопасность. Последнее особенно важно в период возрастания угроз туризму в регионах с нестабильной политической обстановкой с разнородным по социальному и национальному признакам населением. Развитие туризма должно максимизировать занятость и долгосрочное экономическое, социальное и культурное развитие государства, его конкурентное преимущество в отечественном и международном туризме. Региональные органы управления должны поощрять создание хорошо разработанных и удобно расположенных туристических объектов, в том числе интегрированных курортов, мотелей для проживания, хостингов с различными наборами услуг, от койко-места с завтраком до отдельных домиков и коттеджей повышенной комфортности. Обеспечение доступа объектов туризма к общественному транспорту также способствует его развитию. Для определения состояния и конкурентных преимуществ можно использовать оценки привлекательности туристских ресурсов и качества рекреационной 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz