Север и рынок. 2017, N 2.

Законопроект о развитии Арктической зоны России — документ, о необходимости принятия которого спорили несколько лет — вот-вот поступит на рассмотрение правительства и Государственной думы. Анализ арктического законодательства, проведенный Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, показал, что в настоящее время действует более 500 нормативных правовых актов, которые регулируют правоотношения в АЗРФ. У нас есть основы государственной политики, где определены цели нашего присутствия в Арктике, есть стратегия, которая на основании этих целей разворачивает последовательность задач, и есть государственная программа, которая является инструментом достижения этих задач. Сейчас они не во всем стыкуются или «вытекают» друг из друга, но так или иначе нам придется выстраивать цельную систему, учитывающую глобальные и долговременные изменения во внешней и внутренней политике, произошедшие в последние два года. В условиях резкой активизации наших арктических соседей к масштабному освоению арктических ресурсов, включая создание новых морских транспортных линий в акватории Северного Ледовитого океана, и набирающего оборот интереса к Арктике со стороны стран Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского бассейна необходимо срочно пройти стадию взаимоувязки стратегических документов, иначе невозможно будет последовательно и динамично двигаться к основной цели — комплексному развитию Арктической зоны. Отсрочка приведет лишь к потере времени, которого у нас и так нет [18]. «Россия будет развивать Арктику в три этапа за 210 млрд руб. На реализацию программы социально-экономического развития Арктики до 2025 г. из бюджета будет выделено 209.7 млрд руб.», - - передает 27 марта ТАСС со ссылкой на материалы к международному арктическому форуму «Арктика — территория диалога». Уточняется, что программа предполагает три этапа. Первый этап рассчитан на 2015-2017 гг. В этот период планируется обеспечить создание «опорных зон», запустить информационную поддержку, усилить позицию России в международных арктических организациях и сформировать механизмы повышения качества жизни местного населения. Финансирование этого этапа составит 13 млрд руб. На 2018-2020 гг. запланирован второй этап, в который предполагается непосредственное развитие «опорных зон», создание мощностей для производства ледоколов, модернизацию гидрометеорологической сети наблюдений, создание защищенной информационно системы транспортного комплекса. Финансирование этого этапа программы составит 114 млрд руб. Третий, заключительный, этап рассчитан на 2021-2025 гг. Он подразумевает, в частности, строительство и эксплуатацию ледокола-лидера мощностью 120 МВт, а также принятие решения и реализацию мероприятий по дальнейшему обращению с наиболее опасными затопленными и затонувшими радиационно опасными объектами и радиационными отходами. Этот этап программы потребует 82.8 млрд руб. [19]. Определяющая роль в экономическом развитии малопривлекательной для бизнеса арктической территории должна принадлежать государству. Изучение проблем развития Севера и Арктики и их решение обеспечат их устойчивое развитие и национальную безопасность. Регулирование территориальной границы Севера и Арктики является важной геополитической проблемой Арктического региона в системе национальных международных отношений [20]. Современный этап развития общества характеризуется усилением национальных интересов к Арктике России и государств, непосредственно граничащих с ней, а также других стран, имеющих свои интересы. Заинтересованность государств определяется формированием декларативных международных и внутренних отношений. Литература 1. Arctic info: сайт. URL : http://www.arctic-info.ru/encyclopedia/countries-and-regions/regiony- arkticheskoy-zony-rf/ ( дата обращения: 27.03.2017). 2. Баранов С. В., Скуфьина Т. П. Сравнительная динамика экономического роста и межрегиональная дифференциация Российского Севера // Вопросы статистики. 2015. № 11. С. 69-77. 3. ВОПРОСИК: сайт. URL: http://voprosik.net/arkticheskij-sverxproekt-rossii/ ( дата обращения: 27.03.2017). 4. Арктические регионы России [Электронный ресурс] // Arctic info: сайт. URL: http://www.arctic- info.ru/regions/ (дата обращения: 27.03.2017). 5. Жуков М. А. Что должно стать основным содержанием Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Арктика сегодня: сайт. URL: 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz