Север и рынок. 2017, N 2.

7. Рыбная промышленность и сельское хозяйство — более 4%. 8. Экология — 2 %. 9. Телекоммуникации — 1.5 %. 10. Туризм — менее 1 %. 11. Социальная сфера — менее 1 %. 12. Прочее — 2 %. Принимая во внимание процентное соотношение по вышеуказанным направлениям, можно отметить, что основной спецификой развития АЗРФ является добыча и переработка полезных ископаемых. Из 56 проектов по данному направлению 36 реализуются или будут реализованы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Соотношение количества проектов в транспортной сфере равномерно распределено между всеми арктическими субъектами, вместе с тем с точки зрения капиталоёмкости и масштабности проектов выделяются Мурманская и Архангельская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Проекты по другим направлениям представлены в незначительной степени, среди них отсутствуют капиталоемкие проекты, способные оказать комплексное влияние на развитие АЗРФ. Значительная часть комплексных проектов, в том числе по развитию инфраструктуры, реализуется или предлагается к реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа — 30%, Мурманской области — более 10 % и Архангельской области — более 6 %. Минэкономразвития России выделило из представленных проектов ряд системообразующих, которые уже сейчас являются или в перспективе могли бы стать «якорными» для развития субъектов АЗРФ и оказать мультипликативный эффект на менее значимые локальные проекты, а также на прилежащие (неарктические) территории. С учетом проделанного анализа из представленных 145 проектов наиболее приоритетными можно определить порядка 17. В частности, среди приоритетных можно выделить такие проекты в сфере развития транспортной инфраструктуры в Арктике, как создание Северного широтного хода, комплексное развитие Мурманского транспортного узла и строительство морского порта в пос. Сабетта. В сфере добычи полезных ископаемых — реализация проекта «Ямал СПГ» и освоение нефтяного месторождения Приразломное. В то же время часть представленных приоритетных проектов, таких как строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» и глубоководного района морского порта Архангельск, создание глубоководного морского порта Индига и железной дороги к нему, хотя и включены в документы стратегического планирования Российской Федерации (Транспортная стратегия, Стратегия социально-экономического развития СЗФО), однако в связи с тем, что необходимых обоснований и точных расчетов по ним не подготовлено, окончательные решения об их реализации в настоящее время не приняты. В этой связи их проработка и расчет могут быть осуществлены в том числе в рамках формирования экономических моделей развития «опорных зон» в Арктике. Следует отметить, что предложенный Минэкономразвития России подход по формированию «опорных зон» развития в Арктике, который был одобрен на заседании Президиума Государственной комиссии (9 марта 2016 г., г. Мурманск), имеет непосредственную взаимоувязку с реализацией приоритетных проектов. Данный подход должен стать основным механизмом реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Формирование «опорных зон» предусматривает развитие территории как целостного проекта по принципу обеспечения взаимоувязки всех отраслевых мероприятий на этапах планирования, целеполагания, финансирования и реализации, что позволит сократить все виды затрат и издержек. Стоит отметить, что ряд предложений, направленных на совершенствование нормативно­ правовой базы, будет закреплен в рамках разрабатываемого Минэкономразвития России проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». При повсеместном сжатии кредитной массы представляется необходимым диверсифицировать источники финансирования перспективных направлений развития Арктического макрорегиона и приоритетных комплексных проектов. Помимо федерального и региональных бюджетов представляется целесообразным активнее вовлекать в этот процесс механизмы государственно-частного партнерства с использованием потенциала государственных институтов развития, а также иностранных инвестиций [17]. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz