Север и рынок. 2017, N 2.
арктического шельфа. В Комиссию по границам континентального шельфа (г. Нью-Йорк) были представлены данные геологических и геоморфологических исследований, которые, как предполагалось, должны были подтвердить принадлежность России участка континентального шельфа в Северном Ледовитом океане [14]. В 2013 г. президентом Российской Федерации была утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г., которая предписывает не допустить пространственных уступок и создания конкурентных преимуществ другим государствам при определении внешних границ континентального шельфа в этом регионе [16]. Норма Конвенции 1982 г. об отграничении (ст. 76) в отличие от ее же нормы о разграничении шельфа (ст. 83) не приобрела характер обычая и не стала общей для всех государств (США, как известно, не присоединились к Конвенции и, соответственно, к ее положениям об «общем наследии человечества»). До тех пор пока США не взяли на себя обязательство отграничить свой арктический шельф 200-мильным пределом, правовых оснований для образования района в центре Северного Ледовитого океана возникнуть не может. Результат таких действий при неучастии в них США отвечал бы интересам последних и справедливым не был бы. Известно, что США, находясь вне режима Конвенции 1982 г., по-прежнему следуют нормам Конвенции о континентальном шельфе 1958 г., а значит, вправе распространить свою юрисдикцию на шельф до технологических пределов, позволяющих его освоение. Следовательно, уступленный Россией в пользу «общего наследия человечества» участок дна Северного Ледовитого океана теоретически может быть доступен для освоения США, причем без всякого для них риска быть признанными нарушителями международного права. США, остающимся свободными от 200-мильного отграничения, выгодно следование остальных арктических прибрежных государств этой договорной норме: США имеют самую малую длину побережья в Северном Ледовитом океане (1700 км), в то время как Россия унаследовала от СССР и Российской империи самое протяженное арктическое побережье — 22 600 км. Протяженность побережья является тем правоустанавливающим фактом, который определяет площадь морских пространств, исключительной экономической зоны, континентального шельфа с его недрами, а значит, и конкурентные преимущества государства. В этом историческое и естественное преимущество России в Арктике [10]. В 1998 г. президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу», правительством Российской Федерации в 2009 г. утверждена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, а в 2010 г. — Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Государственное участие в процессе переосвоения Арктики находится в связи с Концепцией государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, утвержденной постановлением правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 198., с утверждением правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. плана мероприятий социально-экономического развития районов Севера. Интерес к арктической проблематике со стороны государства наметился еще в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденных президентом РФ 18 сентября 2008 г. Положения этого документа были переосмыслены и значительно расширены в 2013-2014 гг. В это время были опубликованы: Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденная президентом РФ 8 февраля 2013 г., государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная постановлением правительства РФ 21 апреля 2014 г., а также указ президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». Постановление правительства РФ № 228. «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» было принято 14 марта 2015 г. Это решение о придании функций органу межведомственной комиссии, специально созданной для координации выполнения государственных программ Российской Федерации и программ субъектов РФ на территории Арктической зоны, а также для организации процесса управления этой территорией посредством согласования вопросов размещения объектов капитального строительства между различными уровнями власти, представляется дискуссионным, прежде всего из-за неполного соответствия характера работы таких комиссий предмету и ранее изложенным целям арктического мегапроекта [3]. Правовое поле Арктики России представлено в табл. 3. 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz