Север и рынок. 2017, N 2.
В 2008 г. заключено Соглашение между правительствами государств — членов Совета Баренцева (Евроарктического) региона о сотрудничестве в области предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации между государствами соответствующей части Арктического региона — Норвегией, Россией, Финляндией и Швецией. С международно-правовых позиций Арктика до настоящего времени остается «ничейной землей», части которой могут быть подвергнуты самозахвату. Причина в том, что на международном уровне пока нет решения о юридических основах «дележа» Арктики, в котором могли бы участвовать все государства или только соседние с Арктикой страны [13]. В связи с этим представляется необходимым обратить внимание на Илулиссатскую декларацию пяти арктических государств, прибрежных к Северному Ледовитому океану, которая была принята на конференции, посвященной Северному Ледовитому океану, проходившей в г. Илулиссате на острове Гренландия 27-29 мая 2008 г. Именно в ходе данной конференции обсуждался вопрос относительно возможности заключения международного многостороннего договора, который бы урегулировал правовой режим Арктики в целом. При этом вполне допустимо заключение между государствами Арктического региона международного договора, который мог бы перевести их сотрудничество с уровня декларативного правового регулирования на договорно-правовой уровень регулирования [14]. В 2011 г. заключается Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, а в 2013 г. — Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике. Как показывает мировая практика, все без исключения арктические державы и циркумполярные страны на самом высшем государственном уровне уделяют повышенное внимание устойчивому социально экономическому развитию своих арктических территорий, повышению конкурентоспособности производимых здесь товаров и услуг, обеспечению национальной безопасности в Арктике. Государственная политика регулирования развития территориальных систем хозяйствования Арктики определяется следующими основными международными соглашениями (табл. 2). Таблица 2 Международные соглашения правового режима Арктики 1. Договор о Шпицбергене 1920 г.______________________________________________________ 2. Устав ООН 1945 г.__________________________________________________________________ 3. Женевские конвенции 1958 г. 4. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. 5. Соглашение о сохранности белых медведей 1973 г. 6. Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 г.________ 7. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. 8. Конвенция о сохранности лосося в северной части Атлантического океана 1982 г. 9. Илулиссатская декларация пяти арктических государств 2008 г. 10. Соглашение Баренцева (Евроарктического) региона 2008 г._____________________________ 11. Конвенция о сохранности запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана 1992 г. 12. Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике 2011 г. 13. Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике 2013 г. Значимым документом правовых взаимоотношений в Арктике является Конвенция о континентальном шельфе 1958 г. В России подготовка международно -правового обоснования границ арктического шельфа ведется в соответствии с постановлением правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 717 «О порядке утверждения перечней географических координат точек, определяющих линии внешних границ континентального шельфа Российской Федерации» и сводится к выполнению ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. [15]. Конвенционная норма определяет континентальный шельф как морское дно с недрами, простирающееся не более чем на 200 морских миль от исходных линий. Что касается дна за 200-мильным пределом, то Конвенция 1982 г. предусмотрела особую процедуру, а также геологические и геоморфологические критерии, позволяющие прибрежному государству обосновать свою юрисдикцию и на это пространство. В 2001 г. со ссылкой на упомянутую норму была инициирована процедура обоснования границ российского 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz