Север и рынок. 2017, N 2.

• эффективную пропаганду целей и задач государственной политики Российской Федерации в Арктике, популяризацию стратегических и программных мероприятий и проектов; • развитие государственно-частного партнерства; • внедрение в региональную экономику современных форм пространственной организации хозяйства, институциональных инноваций (развитие сети кластеров, зон опережающего роста и др.), институтов развития; • меры координации и согласования интересов всех субъектов государственной политики России в Арктике [9]. Таким образом, необходимо отметить, что значимость развития Арктической зоны требует использования механизмов программно-целевого управления, организации и выполнения надведомственных действий. Это позволит согласовывать интересы множества участников освоения Севера и Арктики, сочетать инфраструктурное обустройство с обеспечением национальной безопасности в рамках международного сотрудничества и устойчивого развития всех отраслей хозяйствования. Изучение проблем развития Севера и Арктики и их решение (табл. 1) дадут возможность быстрого и эффективного освоения ресурсов и решение задач развития Арктической зоны. Таблица 1 Проблемы развития Севера и Арктики и их решения 1. Регулирование территориальной границы Севера и Арктики______________________________ 2. Совершенствование правового поля____________________________________________________ 3. Учет дискомфортности жизнедеятельности и система льгот и компенсаций жителей Севера 4. Проблема коренных народов Арктики__________________________________________________ 5. Проблемы загрязнения территорий, экологический ущерб и качество окружающей среды____ 6. Воздействие северного удорожания на социально-экономическую сферу Арктической зоны 7. Специальные меры экономического регулирования в отношении арктических регионов______ 8. Взаимодействие власти с фирмами и корпорациями на основе рыночно оправданного природопользования по нормам международного и национального права с учетом стратегических интересов государства_____________________________________________________________________ 9. Политика выравнивания условий жизни с обжитыми центральными и южными регионами в социальной сфере________________________________________________________________________ 10. Взаимодействие региональной политики муниципального уровня и развитие местного самоуправления___________________________________________________________________________ 11. Наращивание оборонного потенциала территории в целях ее защиты от возможной агрессии и экономических претензий со стороны других государств_____________________________________ 12. Единство взаимодействия осуществлять надежную и бесперебойную связь всех объектов хозяйственной и транспортно-инфраструктурной деятельности и всех без исключения населенных пунктов постоянного и временного (вахтового, экспедиционного) нахождения людей_____________ 13. Увеличение объема экономических и экономико-географических исследований арктических федеральных университетов и исследовательских центров, прежде всего, для формирования экономической политики преодоления негативного влияния различных факторов северного удорожания на конкурентоспособность экономики регионов Российской Арктики________________ 14. Оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами_____________ 15. Разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и т. д.)____________ 16. Решение задач территориального развития требует совершенствования методов и форм государственного воздействия, таких как прогнозирование и программирование_________________ 17. Государственное участие в процессе переосвоения Арктики необходимо развивать на основе адресных инвестиционных программ________________________________________________________ 18. Управление решением крупномасштабных задач, такой как комплексное развитие Арктической зоны, помогут осуществить государственно-управленческие институты (например институт поручений президента РФ правительству РФ по важнейшим проблемным вопросам реализации экономических, социальных, национально-этнических и инфраструктурных интересов государства и его регионов)_________________________________________________________________________________ 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz