Север и рынок. 2017, N 2.
25000 20000 t; 15000 т £ 10000 5000 0 Рис. 2. Выделение государственных средств муниципалитетам Норрботтена в 2016 г., SEK / чел. Использование эффективной системы финансового регулирования территориального развития позволило Швеции добиться существенного снижения региональной дифференциации, а также высокого уровня жизни населения на всей территории проживания. Одной из стран со значительной долей арктических территорий является Норвегия. Традиционно к арктическим губерниям Норвегии относят три округа — Финмарк, Тромс, Нурланн — с общей площадью 113 тыс. км2и населением около 475 тыс. чел. Также к арктическим территориям Норвегии следует отнести архипелаг Шпицберген площадью 61 тыс. км2 и населением около 2.5 тыс. чел. Шпицберген не является полноценной губернией Норвегии, а наделен статусом так называемой заморской территории. Соответственно, архипелаг не имеет традиционного для данной страны деления на коммуны. Арктические округа Норвегии специализируются на рыбной промышленности, оленеводстве, туризме (последний особенно развит в губерниях Нурдлэнд и Тромс). Значительная часть населения северных территорий Норвегии занята в добыче нефти на шельфах Баренцева моря. Из полезных ископаемых здесь представлены вольфрам, пирит и известняк. Основы регионального финансового регулирования северных территорий в Норвегии заложены в Государственной стратегии реализации политики устойчивого развития северных регионов страны на 2011-2030 гг. [15]. Норвегия наряду со Швецией, Данией и Финляндией относится к группе стран с высокой долей участия субнациональных властей в финансировании социальных расходов. Координацию политики в области развития Крайнего Севера и Арктики в Норвегии осуществляет Министерство иностранных дел через формирование соответствующего бюджетного послания. Финансовое регулирование развития арктических территорий осуществляется в Норвегии на трех уровнях. Первый уровень — это дотации из государственного бюджета губерниям и коммунам. Второй уровень — это установленная система льгот (прежде всего налоговых) субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в северных округах. Третий уровень — дополнительная поддержка населения, проживающего на арктических территориях. В качестве граничного показателя, влияющего на выделение региону дотаций или установление для него дополнительных взносов, используется показатель налоговых поступлений на одного жителя соответствующего субъекта. При этом в качестве критериального показателя используется значение в 110 % от среднего уровня налоговых поступлений, что позволяет получать дополнительные дотации примерно 90 % коммун Норвегии. И лишь для 4 % коммун установлены взносы с излишних доходов (при превышении граничного значения в 134 % от средних налоговых поступлений). Коммуны, располагающиеся в Финмарк, Тромс и Нурланн, практически в полном составе относятся к дотационным. В целом дотации составляют от 30 до 50 % от общей доходной базы бюджетов территорий в Норвегии. Объем государственных дотаций в форме грантов бюджетам коммун в расчете на одного жителя в среднем составил порядка 3.7 тыс. долл. США. (рис. 3). 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz