Север и рынок. 2017, N 2.

Несмотря на положительную оценку опыта реализации региональной политики в Финляндии, в этой северной стране сохраняется значительная экономическая дифференциация в уровнях экономического развития отдельных территорий. Лапландия в настоящий момент является одним из менее привлекательных регионов для жизни населения, о чем свидетельствует сохраняющийся отток молодого населения в южные области. Одной из самых эффективных систем регионального финансового регулирования в настоящий момент признана система, сложившаяся в Швеции. Швеция — европейская страна, около 22 % территории которой находится за Северным полярным кругом. Самый северный субъект (лен) — Норрботтен — расположен в арктической зоне. Экономика Норрботтена основана на добыче полезных ископаемых (значительные залежи железной руды) и лесной промышленности. Регион является одним из лидеров в последние годы среди ленов Швеции по объему инвестиций и производительности труда [12]. Следует отметить, что поддержка арктических территорий как отдельное направление регионального финансового регулирования в Швеции практически не предусмотрена. Финансовое выравнивание развития лена Норрботтен происходит в рамках общегосударственной системы регионального выравнивания. До 1960-х гг. в Швеции не было упорядоченной системы регионального финансового регулирования, но при этом в стране применялись отдельные финансовые инструменты, такие как выделение субсидий коммунам и ландстингам1. Первая попытка создания целостной системы финансового выравнивания в Швеции была предпринята в 1966 г.. Частичные преобразования система финансового регулирования претерпела в 1993 г. (в большей степени изменения коснулись финансовых инструментов, используемых для развития коммун, лены практически не были затронуты реформой). Следующий этап реформирования системы регионального финансового регулирования пришелся на 1996 г. Реформа коснулась как коммун, так и ленов. Новая система подразумевала выплату субсидии, исходя из уровня доходов, расходов территории, общегосударственной субсидии и переходных регуляторов. Современная система регионального финансового регулирования Швеции была введена в 2005 г. и состоит из пяти компонентов: выравнивания доходов, расходов, структурной субсидии, переходной субсидии и корректирующей субсидии [13]. Выравнивание доходов осуществляется исходя из пограничного значения в 115 % от среднего объема доходов по коммунам и 110 % от среднего объема доходов по ленам. Коммуны и лены, имеющие меньшие значения доходов, получают субсидии. Для прочих коммун и ленов устанавливается взнос. Выравнивание по расходам осуществляется исходя из специфики конкретной коммуны или лена и связано с половозрастной структурой населения, особенностью хозяйства территории. Тем субъектам, которым в соответствии с их спецификой требуются более высокие бюджетные затраты, выделяются субсидии. Для субъектов со стандартной системой хозяйства устанавливается взнос. Норрботтен является ярко выраженным реципиентом по данному виду финансовых субсидий. Структурные субсидии выделяют тем территориям, которые до реформы 2005 г. имели дополнительные перечисления, но с учетом внесенных изменений их потеряли. Переходная субсидия была временной, действовала до 2010 г. и была предназначена для сглаживания негативных эффектов введения новой системы финансового регулирования и постепенной адаптации к ней коммун и ленов. Корректирующие субсидии в настоящий момент выделяются тем территориям, которым правительство передает выполнение дополнительных функций и решение новых задач. В 2016 г. объем выделенных государственных средств на одного жителя Норрботтена составил 11014.5 SEK (или чуть более 1220 долл. США). При этом около 65 % от объема государственных субсидий приходится на перечисления коммунам, а 35 % непосредственно лену Норботтен [14]. Система расчета субсидий для каждого муниципалитета позволяет достаточно широко дифференцировать размер государственных субсидий в соответствии с условиями, сложившимися в отдельных муниципалитетах. Это подтверждают данные рис. 2. 1Наименование административно-территориального органа власти в Швеции. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz