Север и рынок. 2017, N 2.

Для повышения привлекательности ведения бизнеса в северных регионах были введены целевые субсидии, позволяющие предпринимателям компенсировать затраты на подготовку и использование рабочей силы. С конца 1970-х гг. для развития неблагополучных северных областей в Финляндии используется формирование точек роста, которые смогли бы стать своеобразными локомотивами развития определенных регионов. В 1980-е гг. приоритеты региональной финансовой политики в Финляндии начали смещаться в сторону реализации внутреннего инновационного потенциала северных областей, развитие традиционных для них видов деятельности. Была повышена степень финансовой самостоятельности регионов. Немалую роль в данном процессе сыграл Закон «О развитии регионов», принятый в 1993 г. Но в сравнении с некоторыми другими арктическими автономиями объем полномочий северных областей Финляндии существенно ограничен. Основным финансовым инструментом, применяемым для развития северных территорий с 1990-х гг. и до настоящего времени, являются целевые программы, ориентированные на занятость населения и сокращение безработицы, программы по стимулированию реализации инновационных проектов и поддержки новых и растущих компаний (см. подробнее [9]). Помимо программных инструментов в настоящее время для развития северных территорий применяются такие финансовые инструменты, как непосредственное выделение коммунам субсидий, софинансирование реализации крупных инвестиционных проектов компаний. Бюджет Лапландии состоит из бюджетов коммун, входящих территориально в данный регион. Около половины доходов бюджетов коммун Лапландии образуют налоговые поступления. Муниципальные органы власти в Финляндии обладают достаточно широким объемом полномочий в области формирования местных налоговых систем (основными местными налогами в настоящий момент являются налог на заработную плату жителей муниципалитетов, налог на городскую недвижимость и другое имущество, также в бюджет коммун перечисляется часть налога на прибыль предприятий). Налоги с физических лиц в муниципалитетах Финляндии составляют порядка 85-90 % [10].Устанавливаются налоги и ставки по ним муниципальными советами (без необходимости одобрения на уровне государства). Следует отметить, что в последние годы муниципалитеты испытывают определенные трудности по формированию доходной базы. Об этом, в частности, свидетельствует дефицитность бюджетов в 2016 г. восьми из двадцати одной общины Лапландии. При этом в структуре доходов коммун Лапландии достаточно существенна доля государственных средств (на 1 евро налоговых доходов, получаемых коммунами, приходится в среднем 0.65 евро государственных средств). В 2016 г. (рис. 1) на каждого жителя Лапландии объем выделяемых государством средств составил 2491 евро (или примерно 2610 долл. США). Рис. 1. Размер выделенных государственных средств на 1жителя муниципалитетов Лапландии в 2016 г. (евро / чел.) [11] 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz