Север и рынок. 2017, N 2.

Власти Аляски в 2016 г. разработали план по оптимизации бюджета штата, который предполагает [8]: сокращение расходов, повышение налогов, реструктуризацию использования средств Alaska Permanent Fund. Интересен опыт финансового регулирования арктических зон в Дании. В состав этой страны на правах автономной территории входит остров Гренландия, на котором находится самая северная в мире точка суши. Среди сфер, регулируемых на государственном уровне Дании, следует отметить внешнюю политику, оборону, валютную политику, деятельность полиции и судов. Остальные сферы находятся под управлением властей автономии. Гренландия является высокодотационным субъектом Дании. Государственные субсидии из бюджета Дании («блоковая помощь» (bloktilskud)) составляют около 1/3 ВВП автономии. Ежегодная сумма финансовых трансфертов составляет около 500 млн евро. В законе, регламентирующем оказание финансовой помощи Гренландии (закон № 473 «О расширенной автономии Гренландии» от 21 июня 2009 г.), указывается, что субсидии будут перечисляться автономии до тех пор, пока доходы от разработки полезных ископаемых острова не перекроют их. Следует отметить, что органы власти Гренландии достаточно самостоятельны при реализации налоговой политики. В автономии установлен широкой перечень налоговых скидок и льгот для инвесторов, что позволяет активно привлекать частный капитал для реализации крупных промышленных и инфраструктурных проектов (действуют совместные предприятия с инвесторами из Южной Кореи, Канады, европейских стран). Финансовое обеспечение развития Гренландии осуществляет не только Дания, но и Европейский союз, с которым у автономии заключен ассоциированный договор. Так, в ближайшие семь лет ЕС выделит на развитие Гренландии 217.8 млн евро. Данные средства в основном пойдут на реализацию крупных инфраструктурных проектов острова. Между ЕС и Гренландией договором установлены и другие преференции. Так, остров имеет право неограниченного ввоза морепродуктов на территорию союза без уплаты таможенных пошлин, а ЕС имеет право привилегированного доступа в морскую зону автономии. В Финляндии к арктическим территориям относится только Лапландия. По площади Лапландия является крупнейшей областью страны (ее территория составляет 92.6 тыс. км2) с населением около 180 тыс. чел. Одновременно данный регион характеризуется наиболее низкой плотностью населения (около 2 чел. на км2). Административно Лапландия состоит из 21 общины (4 из которых городские, а остальные сельские), которые объединены в шесть районов. Лапландия относится к наименее благополучным регионам Финляндии, по показателю ВВП регион уступает примерно в два раза наиболее развитым южным областям страны. Существенная дифференциация регионов Финляндии по уровню экономического развития складывалась исторически. Ее причиной являлись значительные природно-климатические различия по областям, близость южных регионов к финансово-промышленным центрам Европы. Активную политику регионального финансового регулирования Финляндия начала реализовывать в 1960-е гг. Основным инструментом регулирования являлись краткосрочные программы развития, включавшие в себя субсидирование сельского хозяйства, реализацию инфраструктурных и социальных проектов. В это же время были приняты законы, утвердившие разделение страны на развитые промышленные регионы и развивающиеся, отстающие по социально­ экономическим показателям. Во вторую группу наряду с несколькими северными и восточными областями вошли и территории Лапландии. С начала 1970-х гг. характер применяемых для развития отстающих регионов страны финансовых инструментов заметно меняется. На первый план выходят налоговые льготы и сниженные процентные ставки по кредитам, в том числе за счет государственного субсидирования, для субъектов хозяйствования на данных территориях. В это же время в качестве рычагов развития получили распространение проекты по повышению качества проживания и подготовки трудовых ресурсов на северных и восточных территориях. С середины 1970-х гг. в Финляндии была реализована двухуровневая система регионального планирования, в соответствии с которой органы власти сознательно ограничивали развитие южных промышленных областей с целью переориентации капитала и трудовых ресурсов в менее развитые регионы. Одним из инструментов такой политики стал дополнительный налог на инвестиции, введенный в южных регионах страны. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz