Север и рынок. 2017, N 2.
населенными пунктами и центрами рассчитаны в затратах времени (t = L / V) : tx, ta и tn (железнодорожный, автомобильный и пеший ход). Показатель транспортной доступности отдельных центров, например поселений, локальных систем, районов, столицы республики, предлагается определять как средневзвешенную затрату времени, которое необходимо для достижения определенного центра прибытия с любых других пунктов отправления (3). Рассчитывать Т цпредложено как средневзвешенную величину с учетом наличия (отсутствия) автобусного, железнодорожного и других видов сообщений и средней скорости транспортных средств, равной 40, и пешего хода — 5 км / ч по формуле: (3) где n — число населенных пунктов, ед; t3— затраты времени, связанные с автобусными поездками: t3 = 4 / 40, ч; /а — протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием от n-го населенного пункта до центра (поселения, локальной системы, района, столицы), км; tH— затраты времени на пеший ход: tH= 1п / 5, ч; 1п — протяженность грунтовых и проселочных дорог от n-го населенного пункта до любого центра, ч; tw — затраты времени, связанные с железнодорожными поездками: tw = 1ж/ 40, ч; 1ж — протяженность железной дороги от n-го населенного пункта до центра, км. Удаленность любого центра от ближайшей железнодорожной станции определяется по формуле: Tt жд= S / 40, (4) где S — расстояние от центра до ближайшей железнодорожной станции, км. Необходимость проведения экспертных работ по транспортно-географическому потенциалу поселений и конкретного населенного пункта (в электронном виде активного действия) обусловлена отсутствием государственной и ведомственной статистики. других пунктов отправления (населенных пунктов) в пределах районов Республики Коми (по расчетам автора) Как показано на рис. 2, можно определенно говорить о транспортной дискриминации населения Усть-Цилемского (17 ч), Вуктыльского (15 ч), Усинского (12 ч), Троицко-Печорского (11 ч), Ижемского (10 ч) и других районов. Ранжированные средневзвешенные затраты времени для достижения центра муниципального района являются основанием для выделения определенных типов транспортной доступности исследуемых территорий (табл. 1). 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz