Север и рынок. 2017, N 1.
что область разрабатывает собственный бренд органической продукции, и сельскохозяйственные товаропроизводители будут наносить логотип на свои продукты [10]. Программа Белгородской области «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области на 2011-2018 гг.» стимулируется на включение в севообороты многолетних трав и сидератов, высев медоносных и лесных культур [11]. Изучение законодательной базы и системы сертификации производителей органической продукции в нашей стране показывает, что национальная система сертификации и контроля над производителями органической продукции по факту не работает, а функции контроля над ними и сбыта произведенной ими органической продукции возложена на Роспотребнадзор, который проводит плановые проверки не чаще 2 раз в год для исследуемых производителей органической продукции. С учетом того, что сами сельхозпроизводители органической продукции имеют недостаточно знаний и навыков в сфере производства и реализации данной продукции, необходимо проводить внеплановые проверки, которые должны выявить и устранить несоответствующие моменты на всех стадиях, образно выражаясь от «зернышка до прилавка» (невыполнение всех требований и норм, жалобы граждан, анализы качества и др.). Государство должно поддерживать производителей органической продукции через разного рода целевые программы, субсидии и дотации, которые позволят стимулировать производителей проходить требуемую сертификацию своей продукции для развития рынка органической продукции и постепенного перехода на органическое сельское хозяйство в нашей стране. На формирующемся российском рынке по производству и сбыту органической продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям приходится проходить сертификацию в отечественных системах добровольной сертификации или в зарубежных и международных организациях, но не все российские сельскохозяйственные товаропроизводители стремятся ее пройти, поскольку к сертификации предъявляются очень жесткие требования, а помощи со стороны государства в виде информационной и финансовой поддержки не предоставлено. В результате российские сельскохозяйственные товаропроизводители стремятся получить сертификацию от третьих лиц, например от США или ЕС, для того чтобы маркировать свои продукты как органические и иметь возможность экспортировать их за пределы страны. В Евросоюзе органик-сертификация предусматривает постоянный мониторинг соответствия производственного процесса и готовой продукции правилам органического производства, с этой целью проводятся ежегодные проверки документации, аудит производства и анализ конечной продукции. Существуют разного рода стандарты, нормы и требования в сфере производства, переработки экологически чистой продукции. Нормативные акты РФ : ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»; ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования»; ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения» и Дополнения и изменения № 8 к СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.2354-08). Независимые системы сертификации РФ : Стандарт производства органической сельскохозяйственной продукции и её переработки (Листок жизни. Органик — Экологический союз) и Стандарт Организации «Агрософия» «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции». Международные стандарты и нормы : FAO: «Стандарты генных банков для генетических ресурсов растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства»; Комиссия Кодекса Алиментариус (Codex Alimentarius Commission) «Руководство по изготовлению, переработке, маркировке и реализации органических продуктов питания»; Стандарт Европейского союза по органическому производству и переработке для третьих стран на основе Европейских инструкций (ЕС) 834/2007 и более подробных правил применения (ЕС) 889/2008; Закон об исполнении правовых актов Европейского сообщества в сфере экологического сельского хозяйства (Закон об экологическом сельском хозяйстве — OELG) и др. Частные стандарты зарубежных объединений : Bioland: Richtlinien fur Erzeuger & Hersteller Политика (свод стандартов и требований) Bioland к производителям и переработчикам; Нормативные требования IFOAM для системы органического производства и переработки (2007 г.); Органик-стандарт (Украина) — Требования к сертификации органической переработки; Стандарт ICEA, эквивалентный требованиям ЕС для третьих стран по органическому производству и переработке и др. [9]. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz