Север и рынок. 2017, N 1.

производителей — с 25 до 60 хозяйств. Однако в масштабах страны это очень незначительные показатели [6]. Получается, что рынок органической продукции находится только на первоначальной стадии своего развития. В результате, если сопоставить с общими данными, то получим, что доля органических сельскохозяйственных земель в общей площади сельскохозяйственных земель в 2012 г. составила 0.07 % и доля производителей сертифицированной органической продукции — 0.0004 % от всех производителей сельхозпродукции. Впервые определение органической продукции и норм ее производства в нашей стране появилось в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах — СанПиН 2.3.2.1078-01 в 2008 г., в которых говрится, что «органические продукты» — пищевые продукты, произведенные с использованием технологий, обеспечивающих их получение из сырья, полученного без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО, не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения [7]. Для России органическое земледелие и производство органической продукции пока остается молодым сектором, поскольку нет единой концепции ведения развития производства органической продукции и законов, принятых на федеральном уровне, которые бы контролировали эту деятельность. Государственный стандарт в сфере органического сельского хозяйства был принят только в прошлом году — ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения и транспортирования». Сегодня в России только созда н проект закона «О производстве и обороте органической продукции» о т 11.03.2016 АТ-13-07/2691, который начали разрабатывать еще в 2012 г., но он до сих пор не принят. Генеральный директор Института органического сельского хозяйства И. Гараев считает, что проект закона не доработан; отсутствует проработка использования навоза, помета, а также компостов на их основе, причем навоз и помет может быть не только с органических ферм, но и с промышленных предприятий, но после специальной обезвреживающей переработки, когда все химические загрязнители, такие как антибиотики и пестициды, будут утилизированы до требуемых норм. И. Гараев также утверждает, что ГОСТ 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения и транспортирования» не учитывает вопросы сертификации биопрепаратов и органических удобрений, допускающихся к использованию в рамках ГОСТа [8]. Ряд этих серьезных замечаний по навозу и биопрепаратам приведет к существенным проблемам с их использованием в органическом сельском хозяйстве. Для этого необходимо создать и постоянно пополнять реестр производителей, биопрепаратов и удобрений, разрешенных к использованию в органическом сельском хозяйстве в России. По созданному законопроекту государственный реестр производителей органической сельскохозяйственной продукции будет определять срок действия свидетельства производителя органической продукции — пять лет, а каждого вида продукции — три года. Одним из поводов для отмены регистрации может стать недостоверная информация в поданных документах [9]. Несмотря на то что не существует федерального закона, который бы регулировал и контролировал процедуру производства органической продукции, на региональном уровне несколько областей России все же разработали свои нормативно-правые документы, которые способствуют их товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции производить органическую продукцию, такие как: • Воронежская область (№ 226-ОЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Воронежской области» от 30.12.2014 г.); • Краснодарский край (№ 2826-КЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае» от 01.11.2013 г.) ; • Ульяновская область (№ 106-ЗО «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов в Ульяновской области» от 05.07.2013 г.); • Белгородская область (№ 14-пп «Кодекс добросовестного землепользователя Белгородской области» о т 26.01.2015 г. и № 324-пп Долгосрочная целевая программа «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области на 2011-2018 годы» о т 29.08.2011 г.). Согласно закону Ульяновской области «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов», региональный бюджет берет на себя 50 % затрат на сертификацию производителя органической продукции, освобождает его от налога на имущество, обеспечивает бесплатное обучение граждан методам и способам органического производства, оказывает бесплатные консультационные услуги по сертификации органической продукции. Важно отметить, 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz