Север и рынок. 2017, N 1.
В состав второй группы попали регионы, которые на фоне в целом преобладающей тенденции убыли прогнозной численности сельских жителей как минимум по одному из сценариев демонстрируют хоть и незначительный, но её прирост в конце прогнозного периода. В их числе оказались Псковская, Ленинградская, Калининградская области и Республика Коми. По сценарию «оптимизации управления» нисходящая динамика численности сельских жителей этих регионов будет в определённый момент «сломлена», что свидетельствует о зарождении положительного тренда. Однако во многом эти позитивные изменения объясняются действием структурного фактора, который, как известно, носит временный, непролонгированный характер. В число регионов третьей группы, характеризующихся наиболее неблагоприятными перспективами развития демографического потенциала, а именно тенденцией стабильного ежегодного сокращения численности сельского населения, вошли Архангельская, Вологодская, Новгородская области и Республика Карелия. Заключение Как показывает опыт, индикативно-целевой подход помогает оценить эффективность проводимых мер, однако не позволяет учесть территориальную специфику демографического потенциала сельских территорий, что требуется при принятии конкретных управленческих решений. В таком случае наиболее целесообразно применять дифференцированный подход, суть которого сводится к типологии территорий по характеру демографической ситуации и её компонентов при разработке мер социально-экономической, демографической и миграционной политики. Прогноз численности и состава сельского населения регионов Северо-Запада России на среднесрочную перспективу позволил проанализировать последствия сложившейся демографической ситуации и выявить наиболее вероятные варианты её изменения. В границах прогнозного временного интервала значения численности сельских жителей показывают, что сценарий «оптимизации управления» в целом даёт наилучшие результаты, чем сценарии «повышения рождаемости» и «снижения смертности». Это говорит о целесообразности реализации комплексного подхода при планировании и осуществлении мероприятий государственной демографической и социально-экономической политики. Разработанный автором на основании прогнозных сценариев подход к группировке субъектов по типу динамики прогнозной численности позволяет не только оценить направления дальнейшего демографического развития сельских территорий, но и выделить наиболее уязвимые из них, которые требуют своевременного принятия эффективных мер государственной политики, направленных на улучшение не только количественных, но и качественных показателей населения (состояния здоровья, уровня и качества жизни и т. д.). Из этого следует закономерный вывод: в государственной политике, направленной на стабильное социально-экономическое, демографическое развитие сельских территорий, помимо единого индикативно-целевого подхода, необходимо использовать и дифференцированный, учитывающий индивидуальные особенности и специфику сложившейся в регионах ситуации. Литература 1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. расп. Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // Правительство Российской Федерации: официал. сайт. URL: http://govemment.ru/media/files/ aaooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzmAX.pdf (дата обращения: 5.09.2016). 2. Пациорковский В. В. Сельско-городская Россия. М.: ИСЭПН РАН, 2010. 390 с. 3. Блинова Т. В. Социально-демографические вызовы развития сельских территорий России // Островские чтения. 2015. № 1. С. 23-32. 4. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. расп. Правительства РФ от 30.11.2010 г. № 2136-р // Гарант: информац.-прав. портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2073544/ (дата обращения: 25.08.2016). 5. Социальное развитие села до 2013 года [Электронный ресурс]: федер. целевая программа: утв. пост. Правительства РФ от 3.12.2002 г. № 858 // Федеральные целевые программы России: сайт. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/151 (дата обращения: 25.08.2016). 6. Устойчивое развитие сельских территорий на 2014- 2017 годы и на период до 2020 года [Электронный ресурс]: федер. целевая программа: утв. пост. Правительства РФ от 15.07.2013 г. № 598 // Правительство Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://government.ru/ media/files/41d47baf642258e68c1b.pdf (дата обращения: 25.08.2016). 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz