Север и рынок. 2017, N 1.

Среди них отметим следующие: 1-й тип — регионы с ОПЖ, превышающей предельно критическое значение, и с коэффициентами младенческой смертности ниже порогового значения (условно благополучные). Данные территории с точки зрения состояния здоровья населения являются наиболее благополучными. К этому типу в 1990 г. относились Ленинградская и Вологодская области, в 2015 г. — Ленинградская и Мурманская. 2-й тип — регионы с ОПЖ, превышающей предельно критическое значение, и с коэффициентами младенческой смертности выше порогового значения. В 1990 г. к этому типу была отнесена Мурманская область, в 2015 г. подобных регионов выявлено не было. 3-й тип — регионы с ОПЖ ниже предельно критического значения и с коэффициентами младенческой смертности ниже порогового значения. В эту группу в 1990 г. попали 3 субъекта СЗФО: Республики Карелия, Коми и Архангельская область, в 2015 г. к их числу присоединились Ненецкий АО, Калининградская область. 4-й тип — регионы с ОПЖ ниже предельно критического значения и с коэффициентами младенческой смертности выше порогового значения (условно неблагополучные). Для сельских территорий данного типа характерна наиболее неблагоприятная ситуация по параметрам здоровья сельского населения. Если в 1990 г. к таким регионам относились Калининградская, Новгородская и Псковская области, а также Ненецкий АО, то в 2015 г. — Вологодская, Новгородская и Псковская области. Низкая продолжительность жизни населения сельской местности северных регионов, относящихся к 3-му и 4-му типам (Республики Карелия и Коми, Архангельская область, Ненецкий АО) во многом объясняется характерными для этих территорий дискомфортными и экстремальными природными условиями [16, с. 137]. В то же время для Псковской, Новгородской и Вологодской областей свойственны крайне высокие показатели смертности сельского населения, что не могло не отразиться и на уровне ОПЖ. Для проведения грамотной региональной демографической и социально-экономической политики необходимо учитывать то, как соотносятся между собой количественные (воспроизводство и механическое движение) и качественные (показатели здоровья населения) характеристики демографического потенциала. Для их сопоставления была построена специальная матрица (табл. 7). Число типов регионов по качественным параметрам для удобства сокращено до трёх в результате объединения 2-го и 3-го типов по соотношению показателей здоровья в одну группу, которая была условно названа «Средние». В свою очередь по количественным характеристикам выделены 6 типов в зависимости от вклада естественного и (или) миграционного движения в изменение численности сельского населения [10]. Таблица 7 Матрица соотношения количественных и качественных параметров демографического потенциала сельских территорий СЗФО, 2015 г. Типрегионов по количественнымпараметрам (движение населения) Типрегионов по качественнымпараметрам (показателямздоровья) условно благополучные средние условно неблагополучные t за счётЕПнаселения - - - t за счётМПнаселения Ленинградская обл. - - t за счётЕПиМПнаселения Мурманская обл. - - 1 за счётЕУнаселения Псковская обл., Новгородская обл. 1 за счётМУнаселения - НенецкийАО, Калининградская обл. - 1 за счётЕУиМУнаселения - Архангельская обл., Республика Карелия, Республика Коми Вологодская обл. Примечания: t — рост; | — снижение численности сельского населения. ЕУ, МУ — естественная, миграционная убыль; ЕП, МП — естественный, миграционный прирост. Анализ матрицы показал, что сельские территории, демонстрирующие рост численности населения за счёт миграции и (или) естественного прироста, в качественном аспекте проявляют себя как благополучные (Мурманская и Ленинградская области). Большинство субъектов СЗФО с убылью населения оказались в средней группе по соотношению параметров здоровья. В группе неблагополучных сельских территорий по обеим составляющим демографического потенциала находятся 3 региона: Вологодская, Новгородская и Псковская области. Исходя из этого, суммарное представление о демографическом потенциале должно складываться как из его количественных, так и из качественных параметров, что представляется крайне важным для регионального управления. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz