Север и рынок. 2017, N 1.
Выполнение целевых показателей демографического развития сельских территорий важно рассматривать с позиции макрорегиона, так как именно для этой территориальной единицы характерна общность природно-экологических, демографических, культурно-исторических, геополитических и иных условий, обеспечивающих удовлетворение ряда общих интересов и потребностей граждан и административных единиц, находящихся на её территории, в части формирования общих инфраструктур и их использования, а также создания и поддержания сетей кооперации между хозяйствующими субъектами [8, c. 56]. Северо-Западный федеральный округ (далее СЗФО) включает 11 субъектов РФ, в которых проживает более 13.8 млн чел., из них 2 204 тыс. чел., или 16 %, — сельские жители. Среди всех макрорегионов России удельный вес сельского населения в СЗФО самый низкий. Так, для сравнения: в среднем по стране данный показатель составляет 26 %, в Центральном федеральном округе — 18 %, в Уральском — 19 %, в Дальневосточном — 25 %, в Сибирском — 27 %, в Приволжском — 29 %, в Южном — 37 % и, наконец, в Северо-Кавказском — 51 %. Во многом это объясняется неблагоприятными природно-климатическими условиями, ведь большая часть территории округа относится к зоне рискованного земледелия. Федеральные концепция и стратегия устойчивого развития сельских территорий получили «отклик» во всех субъектах СЗФО. В настоящее время их ключевые положения реализуются в двух основных формах: в региональных концепциях и в целевых программах или подпрограммах в рамках программ развития сельского хозяйства и АПК. Однако серьёзным недостатком региональных документов является отсутствие каких-либо целевых установок и направлений в части улучшения демографической ситуации, что, в свою очередь, не позволяет оценить эффективность проводимой государственной политики и нарушает принцип единства развития всех компонентов сельских территорий, так как в данном случае без внимания остаётся его демографическая составляющая. Как известно, исходной и основополагающей частью государственной политики (в том числе демографической) является концепция, представляющая собой систему идей, взглядов, определяющая границы правового и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы, тогда как программы — это конкретные планы действий, опирающиеся на ключевые положения концепций, это комплексы мероприятий правового, экономического, идеологического и организационного порядка, с помощью которых осуществляются цели и задачи проводимой политики [9, с. 247]. Тем не менее у большинства регионов СЗФО (Архангельской, Мурманской, Новгородской и Псковской областей, Республик Карелия и Коми) концептуальные документы, затрагивающие вопрос устойчивого развития сельских территорий, отсутствуют, в то время как разработаны и реализуются программы или подпрограммы устойчивого развития. Таким образом, нарушается сама система построения региональной политики, так как концепции и программы — это неотъемлемые, неразрывные и тесно взаимосвязанные её компоненты. За последние 25 лет численность сельских жителей на территории СЗФО сократилась на 520 тыс. чел., т. е. на 19 %, а удельный вес данной категории в общей численности населения макрорегиона снизился с 18 до 16 %. Ранее проведённое автором исследование [10] показало, что в демографической ситуации сельской местности большинства регионов СЗФО на протяжении последних десятилетий помимо вышеперечисленной тенденции наблюдается целый комплекс негативных изменений: снижение доли населения младше трудоспособного возраста, рост уровня смертности, снижение рождаемости и, как следствие, депопуляция, миграционный отток жителей, низкий уровень ожидаемой продолжительности жизни, большой гендерный разрыв в величине ОПЖ. Всё это свидетельствует о кризисном характере демографического развития сельских территорий Северо-Запада, а следовательно, о необходимости принятия безотлагательных решений по улучшению демографической ситуации на селе. Типология регионов СЗФО по характеру демографического потенциала сельских территорий. Регионы СЗФО заметно дифференцированы по характеру демографического развития сельских территорий. Данный факт был учтён и в ведущих государственных документах, регламентирующих устойчивое развитие села. Так, в Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года приводится следующая типология сельских территорий [7]: регионы с преимущественно аграрной специализацией сельской местности, благоприятными природными и социальными условиями ее развития; регионы с полифункциональной сельской экономикой, сельским хозяйством пригородного типа и благоприятными социальными условиями развития сельской местности; регионы с неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности и обширными зонами социально-экономической депрессии; регионы со слабой очаговой освоенностью сельской местности и неблагоприятными природно-климатическими условиями ее развития. 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz