Север и рынок. 2017, N 1.

В качестве одного из приоритетных и стратегически важных направлений государственной политики согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [1] декларируется устойчивое развитие сельских территорий. Устойчивое развитие подразумевает стабильное социально-экономическое развитие села, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, рациональное использование земель, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни. Однако совершенно ясно, что выполнение этих задач невозможно без людских ресурсов, поддержания их стабильного воспроизводства, развития демографического потенциала. Традиционно проблемы территориального развития, прежде всего роста числа и численности населения городов, было принято решать за счет сельской местности. Тем не менее, как оказалось, это можно делать только при условии расширенного воспроизводства в ней населения. Как отмечает доктор экономических наук В. В. Пациорковский, в решении проблем, связанных с демографическим развитием страны в целом, ставка должна делаться на село и растущую численность сельского населения [2, c. 45]. Грамотное управление развитием сельских территорий невозможно без анализа состояния и перспектив развития демографического потенциала, отражающего способность населения к воспроизводству, т. е. к постоянному возобновлению поколений вследствие естественного и механического движения. Чаще всего при оценке эффективности проводимой государственной политики, в том числе направленной на устойчивое демографическое развитие сельских территорий, применяется индикативно-целевой подход, в основе которого лежит контроль достижения тех или иных параметров (целевых индикаторов) развития. Однако существенным недостатком его служит непринятие во внимание территориальной специфики. Так, несмотря на то что общими чертами и одновременно вызовами развития демографического потенциала российского села на сегодняшний день являются сокращение численности населения, низкий уровень рождаемости, высокий уровень смертности, депопуляция и демографическое старение [3, c. 24], для сельских территорий России характерна ярко выраженная неравномерность протекания демографических процессов и пространственного размещения населения. Демографические индикаторы в государственных концептуально-стратегических и программных документах устойчивого развития села. В 2000-х гг. в России был принят ряд нормативно-правовых документов, затрагивающих вопросы развития сельского хозяйства, инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, повышения уровня и качества жизни сельских жителей посредством развития социальной инфраструктуры и т. д. Однако наиболее значимым в этом отношении стала Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года [4], разработанная с целью определения ключевых проблем развития сельских территорий и выработки необходимых мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Одним из ключевых направлений данного документа является улучшение демографической ситуации на селе, а именно: замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни (табл. 1). Вплоть до 2013 г. главным инструментом воплощения Концепции устойчивого развития сельских территорий в жизнь являлась федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» [5]. А с 2014 г. реализация её основных направлений осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [6]. В 2015 г. на основании положений ряда государственных документов была утверждена Стратегия устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года (далее Стратегия) [7]. Стоит отметить, что каждый принимаемый документ так или иначе подвергался существенной доработке, сопровождавшейся расширением направлений и механизмов реализации перечня целевых ориентиров. Так, например, если первоначально такой параметр демографического развития, как миграционное движение сельского населения, не учитывался при построении и оценке эффективности политики устойчивого развития села, то в 2015 г. он был впервые включён в перечень целевых индикаторов. В то же время, несмотря на очевидную доработку и совершенствование документов после каждого запланированного этапа, практически во всех из них до сих пор отсутствует самостоятельный блок, посвящённый демографической ситуации сельских территорий. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz