Север и рынок. 2017, N 1.
к непрерывному усилению агломерационных тенденций в промышленности [3]. Тенденция хозяйственной концентрации и производственно-технического укрупнения, как отмечал Вебер, взаимосвязаны, вследствие чего концентрация приводит к локальному соединению производственных процессов. Значительный вклад в развитие концепции агломерации внес американский экономист Э. Гувер [3]. В своих работах 1940-х гг. он подчеркивал преимущества городских концентраций, которые обеспечивают большие выгоды при размещении различных отраслей промышленности; причины же этого явления он видел в том, что расположение различных отраслей, так же как и предприятий одной отрасли в одном месте, существенно снижает издержки производства. Некоторые исследователи полагают, что преимущества крупных городов обусловлены двумя группами факторов, первая из которых связана с возможностью получения экономии от масштаба, а вторая сводится к преимуществам, порождаемым за счет быстроты и маневренности междугородних перевозок и вообще сообщений [4]. Причем важно то, что выгоды городской концентрации не ограничиваются пределами собственно города, они простираются вдоль основных магистральных дорог на значительное удаление от него. В этой связи процесс роста городов вширь за счет все большей концентрации населения и обрабатывающих отраслей в пригодных зонах — одна из основных тенденций современного размещения. Ярким примером в связи с этим является решение градостроительных проблем г. Москвы [7]. Москва и Московская область делятся на две планировочные зоны: 1) Москва с ее пригородной зоной в радиусе 50-60 км, где ограничена дальнейшая концентрация промышленности; 2) внешняя зона Московской области в радиусе 100-200 км от Москвы, где промышленность получит дальнейшее развитие. На территории бывшего СССР насчитывалась 21 агломерация с центрами — городами-миллионерами и 28 формирующихся агломераций с центрами — крупными городами (от 500 тыс. до 1 млн жителей), в них проживало более 40 % городских жителей страны. Таким образом, агломерации, формирующиеся на базе промышленных узлов, играют особенно важную роль в региональных системах населенных пунктов. Агломерации обычно относятся к классу локальных систем размещения производительных сил, и под ними понимается группа компактно расположенных пунктов, главным образом городских, объединенных тесными хозяйственными, культурно-бытовыми и демографическими связями (проявляющимися, в частности, в маятниковой миграции), общностью использования трудовых ресурсов и единой производственной и социальной инфраструктурой [1]. Агломерации относятся к наиболее развитым и сложным формам группового расположения населенных пунктов преимущественно вокруг крупнейших городов в границах 1.5-2-часовой доступности населением их центров, что примерно соответствует расстоянию в 40-60 км. Здесь, как правило, высокий уровень комплексирования производств — крупные, средние и малые предприятия часто взаимно дополняют друг друга и образуют как бы единое, целостное производство [5]. Соотношение пригородов и центров агломераций по численности населения составляет в среднем 1:3, а в наиболее развитых — 1:2, причем особенно высокую долю населения в пригородных зонах имеют агломерации, развивающиеся на основе комплексного размещения добывающей и обрабатывающей промышленности. Концепция агломерации позволяет объяснить многие аспекты функционирования социально-экономической системы пригородных районов, но, к сожалению, далеко не все. Тем более что далеко не во всех регионах можно обнаружить объекты, которые можно отнести к классу агломераций. В частности, кроме агломераций к классу локальных систем населенных пунктов следует отнести группы компактно расположенных городских поселений, образующих меньшие по масштабу промышленные узлы, а также группы поселений в курортных зонах [1]. В качестве «ядра» этих систем, как правило, выступают крупные и большие города, которые выполняют функции по обслуживанию производства и населения окружающих населенных пунктов. Границы групп сближенных поселений находятся в пределах 1-1.5-часовой доступности центра их главных городов, что соответствует расстоянию 20-40 км. На наш взгляд, для Удмуртской Республики, например, характерны не агломерации, а именно такого типа локальные системы населенных пунктов, причем данное положение справедливо не только в отношении сравнительно небольших городов Удмуртии и их пригородных районов (города Сарапул, Можга и т. п.), но и в отношении столицы республики — г. Ижевска — и окружающего его Завьяловского района. Так, например, на функционирование экономики Завьяловского района Удмуртской Республики существенное влияние оказывает фактор близости крупнейшего в республике города, ее столицы — г. Ижевска. Пригородный статус района порождает множество специфических 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz